Детки – в клетку. Убивших сверстника мальчиков отправят в спецшколу

Суд принял решение поместить подростков в спецшколу на 3 года. В Коми подобных заведений нет, поэтому отбывать наказание им придётся за пределами республики. © / Сергей Копылов / АиФ

Страшная пропажа

3 февраля был обычным днём: взрослые работали, дети учились в школе. Одного из шестиклассников попросили сбегать в администрацию – отнести какую-то справку. В сменной обуви, оставив вещи в классе, мальчик пошёл выполнять просьбу. Но так и не вернулся.

   
   

Вечером того же дня начались поиски. Группы прочесали населённый пункт метр за метром, но ребёнка так и не нашли. Поиски заняли два дня. На третий день прямо за школой нашли его тело.

Вскоре в убийстве признались двое сверстников пропавшего – мальчики 11 и 12 лет. По данным следствия, ребята давно конфликтовали. Объединившиеся мальчишки даже вели дневник с именами тех, от кого хотели избавиться. Первым был именно этот парень. Малолетние преступники спланировали убийство: жертву заманили в тихое место, вывели на драку. Пока он бился с первым противником, неожиданно появился второй. Уже с ножом в руках. Чтобы тело не нашли, его закопали в паре метров от места драки, сбив снег с крыши технического здания.

Завели два уголовных дела. Первое по статье «Халатность» – в отношении директора школы, которая, по версии следствия, знала о конфликте, но не занялась его профилактикой. Материалы дела сейчас в суде. Второе – по статье «Убийство малолетнего». Так как ребятам нет 14 лет, уголовное дело прекратили. В прокуратуре сообщили, что Воркутинский городской суд принял решение поместить подростков в спецшколу на три года. В Коми подобных заведений нет, поэтому отбывать наказание малолетние преступники будут за её пределами.

Кто виноват?

Детская агрессия закладывается в первые годы жизни и в подростковом периоде, считает психолог сыктывкарского Центра помощи семье и детям Наталья Гавриляк.

«Здоровая» агрессия проявляется к двум годам: ребёнок требует, настаивает на своём. В этом возрасте его можно отвлечь лаской или игрой. В младшем школьном возрасте необходимо пресекать жестокость, разъясняя ребенку, что агрессивное поведение недопустимо, учить общаться, сопереживать. Если родители упускают этот момент, то агрессия становится единственным способом реагирования на разные ситуации».

Мотивом для неё может быть что угодно: и желание привлечь к себе внимание сверстников, и защита, и месть. Провоцировать такое поведение могут врождённая склонность, возбуждение и влияние компании. Кроме того, наблюдение насилия, например, в кино, ведёт к усилению агрессивности. Насилие воспринимается как единственный способ разрешения проблем и становится нормой жизни.

   
   

«Страшно, что родители редко способны обучить иным вариантам разрешения конфликтов. Более того, общество часто поощряет агрессивное поведение детей. Родители, уверенные, что именно так воспитываются смелые, независимые люди, требуют, чтобы ребёнок давал сдачи за любое оскорбление. Называют мальчика размазнёй и хлюпиком и ни капельки не задумываются о последствиях такого поведения, – говорит Наталья Гавриляк. – Этим они прививают драчливое неадекватное поведение. Ребёнок не учится другим способам разрешать конфликт».

У мальчиков на 12 и 15 лет приходятся два физиологически обусловленных периода агрессии. Подростки дерутся, потому что им некуда девать энергию. Драка становится доступным способом себя развлечь. А в силу возраста и развития это может приводить к ужасным последствиям.

«Чувство вины у таких подростков есть, но раскаяние за содеянное носит формальный характер. Подросток понимает, что совершил правонарушение, но его личность еще не сформирована. Поэтому такие важные чувства, как «раскаяние» и «вина» находятся на начальном этапе развития, – поясняет психолог. – Пребывание в закрытой школе в таком возрасте, при индивидуальном грамотном подходе, может помочь ребёнку сделать важные выводы и впредь не преступать закон. Но есть случаи, когда подобное наказание не несёт пользы».

Смотрите также: