Забытый Север. Что будет с республикой к 2030 году?

В советское время в Коми АССР проживало больше миллиона человек. © / Сергей Зиновьев / Из личного архива

И пока одни пакуют чемоданы и спешат уехать с малой родины, другие не собираются покидать родную землю. Но всех волнует вопрос: есть ли будущее у республики? И какое оно?

   
   

Наследие ГУЛАГа

Наиболее активно Коми АССР развивалась в середине прошлого века. Если в довоенном 1939 г. в республике проживали 320 тысяч человек, то за последующие 20 лет население выросло до 815,9 тысячи жителей. Дальше – больше: по итогам Всесоюзной переписи населения в 1979 году в Коми АССР проживал 1 млн 118,4 тысячи человек. За последующие 10 лет (к 1989 году) численность жителей республики выросла до 1 млн 268 тысяч человек.

Прирост населения в первой половине ХХ века определил ГУЛАГ – спецпоселенцы строили Инту, Воркуту, десятки посёлков, а во второй половине столетия – было бурное развитие нефте- и газодобычи, возводили Усинск и Вуктыл.

Именно 60-70-е годы историки считают периодом наивысшего расцвета региона. В это время создали Сыктывкарский ЛПК, строили шахты, нефтепромыслы, дороги. Тогда в Коми за длинным рублём ехали со всего Союза. И даже из Болгарии.

Всё изменила перестройка. С 1990 года численность населения республики неуклонно сокращается. К 2000 году в Коми стало 1 млн 134 тысячи человек, к 2010 году – 899,7 тысячи, в 2017 году – 850,5 тысячи человек.

Наступит ли завтра?

Из региона уезжают. В основном – молодёжь. И поэтому население существенно стареет. Так, средний возраст проживающих в регионе – 44 года.

«Перспективы безрадостны, ибо отток населения продолжится. Демографы прогнозируют, что в ближайшее десятилетие мы можем потерять ещё 200 тыс. человек», – считает этнополитолог, д. и. н., зав. отделом этнографии Института языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН Юрий Шабаев.    
   

Сегодня очевидно: прежний индустриальный багаж потерян, республика уже не является индустриальным регионом. Инту и Воркуту, когда-то процветающие города, сами жители называют умирающими. Да и в других населённых пунктах (за исключением Ухты и Сыктывкара) перспективы просматриваются плохо. В регионе не создают современные крупные предприятия, нет высокотехнологичных производств. Есть региональная программа развития, но она, по мнению многих жителей республики, носит формальный характер.

Рынок труда крайне непривлекателен. Высококлассные специалисты не очень востребованы, почти нет предложений высокооплачиваемых рабочих мест. Есть и другие причины для массовой миграции.

«Уровень доходов населения на Европейском Севере в целом и у нас в республике примерно такой же, как и в среднем по стране. Но цены на товары на 30-50% выше, а на услуги – в два-три раза больше тех, что мы видим в средней полосе или на юге, – констатирует Шабаев. – При этом потребность в одежде, качественном и сбалансированном питании, полноценном летнем отдыхе у северян выше. Поэтому получается, что на Севере сегодня люди беднее, чем в среднем по стране. И стремление уехать туда, где можно заработать, естественно».

Кстати

По прогнозам Росстата, в лучшем случае до 2031 года Коми покинут почти 215 тысяч человек, в худшем – 260,3 тысячи. Число трудоспособного населения и детей сократится, а число пожилых людей увеличится на 24 тысячи человек. При самом неблагоприятном исходе регион может потерять количество людей, соизмеримое с численностью жителей Сыктывкара. Нейтральный же прогноз говорит о том, что население республики сократится на 234,2 тысячи человек. В таком случае в регионе останется 648,1 тысячи человек. – население послевоенной Коми АССР.

Смотрите также: