Сфера образования находится под пристальным общественным вниманием. И это объяснимо. Именно она во многом определяет, каким будет наше подрастающее поколение.
24-25 ноября в Перми прошёл форум «Лидеры перемен – 2022». Более 300 участников со всей страны встретились, чтобы обсудить развитие системы дошкольного образования и обменяться опытом. Что ждёт эту сферу в ближайшем будущем?
Доступное качество
Для обеспечения глобальной конкурентоспособности российского образования на период с 2019 года по 2024 год был принят национальный проект «Образование». Он включает девять федеральных программ, часть из которых распространяется на систему дошкольного образования. Речь о проектах «Современная школа», «Успех каждого ребёнка», «Цифровая образовательная среда» и «Патриотическое воспитание».
Проект «Современная школа» направлен на обеспечение доступности качественного образования, создание единого образовательного пространства.
По проекту «Детство равных возможностей» на базе школ и детсадов создаётся единое сетевое образовательное пространство, в котором образовательные стандарты и программы взаимосвязаны.
Следующий федеральный проект – «Успех каждого ребёнка» – посвящён раннему выявлению талантов и формированию индивидуального образовательного маршрута.
«Последние пять лет в сфере дошкольного образования Перми шла работа по обеспечению вариативной среды. Для выявления и поддержки талантов разработана система краткосрочных образовательных практик по выбору ребёнка, развиваются уникальные образовательные программы (то, что мы называем «бренды детсадов»), реализуется конкурсное движение в системе дошкольного образования», – прокомментировала Анна Деменева.
Что касается проектов «Цифровая образовательная среда» и «Патриотическое воспитание», то их названия говорят сами за себя: первый из них нацелен на формирование навыков цифрового поведения, второй – продвигает идеи гражданственности, патриотизма и нравственных ценностей. Всё это отражено в программе развития дошкольного образования Перми до 2025 г.
«В программе департамента образования выделено несколько подпрограмм. Первая – это правила успеха. В её основе лежит формирование коммуникативной компетентности. Вторая – это событийный подход, то есть развитие социальных навыков детей через включение их в организацию и проведение образовательных событий. Следующий блок связан с цифрой. Она не должна нас пугать, а должна стать новыми крыльями в сегодняшнем времени. Для этого мы реализуем интерактивные цифровые программы», – пояснила Анна Деменева.
В следующем году Пермь отметит 300-летие, поэтому часть событий учебного процесса будет посвящена юбилейному году.
Колоссальные изменения
«Сегодня только в городском бюджете на ближайшие три года запланировано около 20 млрд руб. ежегодно на решение отраслевых задач».
«Я слежу за развитием дошкольного образования и со стороны сотрудника, и со стороны родителя. Моя дочка пошла в муниципальный детсад с четырёх лет, потому что была большая проблема – садов не хватало. Мой сын пошёл в детский сад уже с полутора лет. Надо сказать, что за эти пять лет произошли колоссальные изменения: и по количеству мест, и по оснащению учреждений, и по качеству образования педагогов», – считает Наталья.
Помимо дошкольных учреждений, одной из главных сторон образования и воспитательного процесса является семья. Эта мысль красной нитью пронизывала выступления спикеров форума. А вопросы эффективной коммуникации с родителями поднимались как на пленарном заседании, так и на управленческих сессиях.
«На традиционном пермском форуме лидеров дошкольного образования подняли актуальные вопросы. Участники обменялись лучшим опытом налаживания перспективных профессиональных связей. Всё это наряду с продолжением курса по обновлению материальной базы отрасли, подъёмом престижа педагогического труда, конечно же, будет содействовать главному – росту качества нашего отечественного образования», – подытожил Дмитрий Малютин.
Справка
Форум «Лидеры перемен» – широкомасштабный проект, призванный дать новый вектор развитию дошкольного образования. Это механизм привлечения и продвижения инновационных идей лидеров, новых образовательных проектов, которые дают качественные результаты в создании современных дошкольных образовательных учреждений.
В этом году форум собрал более 300 участников из Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Екатеринбурга, Ижевска, Иркутской, Челябинской, Свердловской областей, а также из Перми и Пермского края.
Участники подняли вопросы изменения содержания образования и нестандартного подхода к организации образовательной среды, обсудили темы цифрового управления, социального партнёрства, эффективной коммуникации с семьёй, сквозных образовательных программ. Также они обратили внимание на тренды в профессиональной подготовке педагогов, на компетенции современного руководителя и др.