Они разучились смеяться. Малолетних узников называли изменниками Родины

Лилия Дерябина: «Нас, живых свидетелей войны, осталось не так много. Но мы всё ещё готовы помогать своей стране в патриотическом воспитании молодёжи – рассказывать правду о войне, о подвигах советских людей». © / Софья Штин / АиФ

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. оставила неизгладимый след в истории некогда единого государства – СССР. Эта война не обошла и миллионы детей – самых незащищённых и безвинных жертв фашистов.

   
   

Дети становились узниками концлагерей, тюрем и гетто. Детей убивали, калечили, брали их кровь для раненых немецких солдат вермахта. Над ними проводили псевдонаучные медицинские опыты, у них отнимали имя и Родину.

Против детства

Особой чёрной страницей войны стали преступления против детей, совершённые нашими соотечественниками – предателями Родины, карателями, полицаями, старостами, многие из которых дослужились до высоких чинов СС. В материалах Нюрнбергского процесса, осудившего фашизм, нацизм и их преступления против человечности без срока давности, немало страшных свидетельств преступлений именно против детей и детства.

Более пяти миллионов детей побывали за колючей проволокой. Из них около двух миллионов отправились в Германию и почти миллион – в Финляндию. К концу войны в живых остался один ребёнок из десяти. Но у выживших детей физическое состояние было ужасным: сильное истощение, увечья, раны, болезни. Они разучились плакать и смеяться. И вот с таким «багажом» они вернулись на Родину, которая встретила их сурово: «они изменники», «они работали на немцев». Судьба маленьких страдальцев не интересовала государство. Сыграло свою роль сталинское отношение ко всем пленным (даже к беспомощным детям), как к изменникам. Обо всём, что было связано с узниками, замалчивали.

С горечью и сердечной болью малолетние узники говорили: «Мы не по своей воле оказались за колючей проволокой. Нас загоняли в лагеря вооружённые до зубов гитлеровские солдаты и злобные, натренированные на человека собаки, которым мы не могли оказать сопротивление. Да, мы не держали в руках оружие, не ходили в атаку. Но кто решил, что сидеть за колючей проволокой и ждать смерти в бараке, думая, что сегодня твоя очередь идти в газовую камеру, легче, чем погибнуть в бою? Мы – дети воинов Красной армии, партизан, подпольщиков. Нас в фашистских лагерях охраняли отборные части СС. Выжить и выстоять в фашистском аду для маленького человечка – это подвиг, равный солдатскому».

Изгои

Вернувшись домой, в разорённые города и сёла, дети наравне со взрослыми участвовали в восстановлении разрушенной экономики страны. Многие не смогли доучиться и получить достойное образование, болели, умирали. Многим было не до карьеры. Так и жили они в забвении – без какой-либо заботы со стороны государства, с тяжёлой ношей непонятной вины перед Родиной.

«Вплоть до 1989 года мы оставались изгоями в своей стране, – рассказывает бывшая малолетняя узница лагеря для военнопленных в Гёттингене Лилия Дерябина. – Наконец по настоянию Международного Союза малолетних узников фашизма 6 октября 1989 г. Совет министров СССР принял постановление о признании нас участниками Великой Отечественной войны. Забота государства о жертвах фашистских злодеяний – святая обязанность государства, которую должно исполнять хотя бы во имя искупления грехов прежних правителей нашей страны. Нас, живых свидетелей той страшной войны, осталось не так много. Но мы, лишённые детства, с подорванным здоровьем, несмотря на преклонный возраст, всё ещё готовы помогать своей стране в патриотическом воспитании молодёжи – рассказывать правду о войне, о подвигах советских людей».