От Советского информбюро
«Мы лишь только ранним утром услышали по радио сообщение Советского информбюро о полной и безоговорочной капитуляции фрицев, – вспоминает Валентин Баяндин, тогда сирота, воспитанник находившегося в Молотове музыкального взвода. – Без всякой команды быстро надели парадную форму, похватали инструменты и двинулись строем по улицам. Может быть, и не очень складно наша музыка звучала, но зато от души. За нами катились, нарастая, толпы людей. Все пританцовывали, пели, смеялись и плакали».
15-летний пермяк Владик Бердников, чтобы помочь отцу содержать большую семью и из патриотических побуждений, работал на заводе им. Дзержинского. Комплектовал детали к взрывателям, копировал чертежи. Еще и в механическом техникуме учиться успевал. Вот что записал он в своем дневнике в ночь с 9-го на 10 мая 1945 г.: «Победа! Как прозвучало сообщение, мы все закричали от радости, выскочили на улицу. Собрался митинг, и тов. Далингер (директор ЗиДа. – Ред.) нас поздравлял. Из репродукторов – музыка, песни. Отпустили домой пораньше. Иду, а по всему городу люди. Кто поет, кто обнимается, кто смеется – все такие радостные! И дома тоже сестренки и братик от радости прыгают. Принялись меня обнимать. И папу, когда он поздно-поздно пришел, тоже дождались и обнимали». Поныне для инженер-майора в отставке Владислава Ивановича Бердникова это событие остается самым ярким и волнующим. О нем он рассказывает внукам и правнукам.
«День был солнечный, теплый. Повсюду толпы пьяного от счастья народа, – делится его сверстник, рабочий парнишка Володя Ширяев. – Музыка из всех репродукторов наяривает. Патефоны на подоконниках нараспашку открытых окон... И решили мы на радостях искупнуться в Мотовилихинском пруду. А вода оказалась холодная – аж обжигала! И все равно восторг был полный. Трудное, но прекрасное время!»
Общага, подъем!
Саша Первушина была учащейся ремесленного училища при авиамоторном заводе. Учеба в основном сводилась к практике, а практика – к производству оборонной продукции. Вместе с такими же, как она, малолетками жила в общаге, недоедала, недосыпала. Вот что помнит она про тот день:
«В 6 часов утра воспитательница нашего барака зашла к нам и с радостью сообщила: «Девчонки, вставайте, война закончилась!» Мы вскочили. Вели себя, как очумелые, – прыгаем на пружинных койках, кричим, ревем, обнимаемся! А воспитательница говорит: «Девочки, успокойтесь, одевайтесь, пойдем на парад». У нас была форма выходная: красный берет, ботинки хромовые, ремень, на пряжке которого было вытеснено «РУ». Оделись и строем пошли к заводоуправлению. На митинге директор завода А. Солдатов торжественно объявил о победоносном завершении войны. Что тут было: слезы, радостные крики, мы обнимались, поздравляли друг друга с великим праздником! Зазвучала музыка, начались танцы. Это был самый счастливый день в моей жизни».
А вот отклик на одну из публикаций о войне в «АиФ-Прикамье» Татьяны Гостевой (Мироновой):
«Мы, воспитанники Оханского детского дома № 1, заканчивали 1-й класс. Почему-то 9 мая 1945 г. нас долго не будили. Мы проснулись сами, начали возиться, кидаться подушками и радоваться неизвестно чему. Вдруг кто-то из ребят увидел в окно, что идет наша воспитательница Зоя Ивановна. Мы тихо-тихо улеглись. Зашла Зоя Ивановна и сквозь слезы произнесла: «Ребята, вставайте. Война кончилась!» Мы снова вскочили с кроватей и стали радоваться. Затем нас одели в парадную форму. Мы отправились на стадион, где в тот день собрались жители Оханска и воспитанники еще двух детских домов. Были выступления, звучали поздравления, многие плакали. И в преддверии очередного Дня Победы я хочу сказать спасибо воспитателям, благодаря заботе которых сотни детишек, эвакуированных в Прикамье из разных уголков страны, пережили военное лихолетье. После эвакуации из Московской и Ленинградской областей нас привезли в приемник-распределитель в Молотов (так тогда называлась Пермь. – Ред.), откуда нашу группу отправили в дошкольный детский дом в д. Полуденке, Юго-Камского района. Потом мы попали в школьный детский дом Оханска, где я закончила 10-й класс, а затем педучилище. После чего я заочно училась на историческом факультете ПГУ. За плечами – комсомольская, партийная работа, муниципальная служба в Чусовом. Сегодня я на пенсии. У меня прекрасная семья, муж и две дочери. Но в День Победы я люблю побыть одна, со слезами на глазах посмотреть телевизор. И еще, каждый год 9 Мая я обязательно созваниваюсь с друзьями, с которыми воспитывалась в детском доме».
Поделилась воспоминаниями еще одна наша читательница – Прасковья Вавилина из д. Пиканово, Юсьвинского района:
«Однажды, перебирая свои старые книги и тетради, я нашла свой детский дневник. Одну запись перечитала с особенным волнением: «9 мая мы, как обычно, пришли в школу. Из райкома партии приезжает радостная Анна Ивановна (вероятно, учительница. – Авт.). Сразу собрали у школы митинг. Инструктор райкома объявила, что война закончилась, враг побежден, мы все закричали: «Ура-а-а-а!!!» После митинга нас отпустили домой, чтобы всем, кто встретится, мы передавали эту новость, которую ждали четыре страшных года. Мы бежали, смеялись, радовались, кричали во весь рот: «Война кончилась! Война кончилась!»
Плакали и целовались
А вот что рассказывает Людмила Федотова, в войну – ученица школы № 47 Перми:
«Утром 9 мая 1945 г. отец забежал с завода домой, переоделся в чистый костюм и быстро ушел на митинг. После окончания митинга из всех цехов рабочие вышли на улицу. Люди целовались, обнимались, пели, танцевали, поздравляли друг друга с Победой. В этот день занятия в школах закончились рано, и школьники радовались окончанию войны вместе со своими родными. С вечера и всю ночь на мотовилихинских улицах (как и повсюду в городе) был праздник. Жители вынесли столы, скамейки, табуреты, собрали угощение, у кого что было. Пели и плясали, плакали и целовались, повторяя: «Мы выстояли, мы победили!»
Обостренно ощущалось в этот великий день горе тех, кто не дождался с войны своих родных и близких. Как, например, Аня Уточкина из Карагая.
«В январе 1945 г. мама куда-то отлучилась. Нам принесли письмо. Думали, радостное – от отца, – вспоминает она. – Оказалось, от командира части, где служил отец. В нем сообщалось о его гибели. Мы наплакались и решили маме пока ничего не говорить. Надеялись, что это какая-то ошибка, так как последнее письмо от отца было от 13 января. В марте меня пригласил замрайвоенкома и вручил похоронку. Из нее мы узнали, что отец погиб 14 января в боях под Кенигсбергом. Дальше скрывать не было смысла. Тем более что маме кто-то сказал, что пришла похоронная. Мама пришла, опустилась на стул и, обратившись к нам, тихо произнесла: «Вы хоть бумажки мне покажите». Тогда я подала ей письмо и похоронную. Ей бы зарыдать, закричать – и стало бы, наверное, легче. Она же прочитала, долго не выпускала их из рук и как бы застыла. И долго молча сидела у стола, потом встала и вышла из дома. Мы за ней наблюдали. Утром она, как всегда, затопила печь, что-то готовила и молчала, все время молчала. Долгое время не оставляли ее одну. Сестры уроки пропускали или уводили ее к соседям. Только к маю она стала приходить в себя. Стала опять деятельна, заботлива и прожила еще 25 лет».
И поныне самый святой для нас день – День Победы – вбирает в себя и радость без края и щемящую горечь утрат. Ведь уходят из жизни ветераны, очевидцы тех событий, герои войны.
Проект осуществляется при поддержке администрации губернатора Пермского края
Смотрите также:
- Память без границ. Пермские школьники съездили в Волгоград →
- Письмо читателя: «Ребята, просыпайтесь, война кончилась!» →
- В Прикамье бывший майор НКВД отметил 100-летний юбилей →