Последние кадровые перестановки в администрации губернатора Пермского края, очевидно, имеют основной своей целью повышение эффективности «генштаба» региональной исполнительной власти. Тем более, что решать краевым чиновникам в ближайшем будущем предстоит очень непростые задачи.
Территориям станет труднее
Время обозначило для администрации главы региона два важнейших фронта деятельности на краткосрочную перспективу. Во-первых, выборы 2016-2017 годов, в том числе в муниципалитетах. Во-вторых, болезненная тема финансовой поддержки территорий в условиях сокращения краевого бюджета. Достаточно сказать, что дотации городам и районам Прикамья в 2015 году предложено уменьшить на 880 млн рублей – с 8 млрд 800 млн рублей до 7 млрд 920 млн рублей. Это значит, что сегодня многим муниципальным образованиям региона также придется поневоле «урезать» свои бюджеты.
«Есть муниципалитеты, которые, в силу того, что на их территории находятся значительные предприятия – налогоплательщики, будут иметь более-менее обеспеченный бюджет, - считает депутат ЗС Прикамья Дмитрий Скриванов. – Но ведь есть и муниципальные образования, которые таких налогоплательщиков не имеют. А при сегодняшней системе выравнивания социально-экономического положения территорий им будут тяжелее исполнять свои обязательства перед жителями».
Идеальный «дипломат»
В любом случае, в условиях бюджетного кризиса, администрации губернатора придется гораздо плотнее работать с городами и районами края, крайне дипломатично взаимодействовать с главами местного самоуправления. С этой точки зрения Анатолий Маховиков – фигура почти идеальная. Как бывший сити-мененеджер Перми, он не первый год знает фактически всех местных руководителей, и слывет среди них человеком, не только хорошо понимающим ключевые проблемы развития муниципалитетов, но и вполне искренне радеющим об их интересах. На протяжении последнего года, будучи министром территориального развития, Анатолию Маховикову удалось еще более укрепить свою репутацию профессионала, умеющего быть «связующим звеном» между муниципалами и региональной властью.
Безусловно, сейчас новый глава администрации губернатора будет пытаться внедрить в территориях Западного Урала опыт Перми по увеличению собственных доходов местных бюджетов – в том числе, за счет земельных платежей, аренды.
«Необходимо серьезно возвращаться к самообеспеченности муниципальных образований – совсем недавно говорил Анатолий Маховиков, выступая в Законодательном Собрании, - Я посмотрел динамику за последние четыре года. Самообеспеченность по некоторым муниципалитетам сократилась в два раза. По некоторым территориям субсидии, которые они получают, составляют до 96%. И только 4% - это их собственные доходы. Как мы можем говорить о том, что тот или иной город или район развивается, если он полностью зависит от поддержки из бюджета Пермского края?»
Садики построили, очередь – за школами?
В то же время, новый глава губернаторской администрации известен, как решительный сторонник расходования денег, выделяемых территориям, согласно четко обозначенным приоритетам: «Я глубоко убежден, что строительство детских садиков в ближайшее время надо заканчивать. Надо решать вопрос со школами, потому что если в садик можно ходить или не ходить, то, к сожалению, в школу не ходить нельзя. А на сегодня укомплектованность школ по некоторым территориям составляет 150%. Через три года детки подрастут, и, когда им пора будет идти в школу, куда они пойдут? В ночную смену будут заниматься, как ночная хоккейная лига? Поэтому, сейчас ставлю задачу, чтобы в ближайшее время по каждому муниципальному району была просчитана демография, сколько деток у нас родилось в прошлом, позапрошлом годах и ранее, сколько учебных мест потребуется вскоре в школах. Надо, чтобы мы по каждой территории понимали, а что же у нас будет через три года».
Что касается направления выборов и взаимодействия с общественностью, в этих сферах Анатолий Маховиков специалистом никогда не считался. Надо полагать, именно поэтому, на позицию одного из замов руководителя губернаторского «штаба» выдвинут Кирилл Маркевич, который стал куратором реформированных департаментов пресс-службы, общественных проектов и департамента по взаимодействию с органами местного самоуправления.
Выборы по новой схеме
Серьезной проверкой эффективности для нового кадрового состава и структуры администрации главы региона станут выборы глав местного самоуправления по новой схеме. Напомним, она подразумевает отмену прямых выборов. Кандидаты в главы будут предлагаться комиссией, половину которой формирует губернатор, другую половину – депутаты местного земского собрания или гордумы. В ходе обсуждения законопроекта в краевом парламенте ряд депутатов подвергли его нешуточной критике.
«Приняв этот закон, мы практически полностью исключаем население из выборов глав местного самоуправления, - считает депутат ЗС Пермского края Илья Шулькин. - Если до этого у нас существовал опосредованный механизм выбора глав через земские собрания и городские думы, то на сегодняшний день даже они выбирают кандидатов только из тех, которых утвердит комиссия».
Впрочем, есть и другая точка зрения, согласно которой, новые правила выборов глав городов и районов будут означать большую, чем прежде, ответственность именно для администрации губернатора за «обратную связь» с местными депутатами, и жителями территорий.
Как выразился один из краевых парламентариев, теперь, если в отдаленном поселке на улицах фонари не горят, писать и жаловаться люди, в принципе, наверное, станут сразу региональным чиновникам. Кроме того, будет явным скандалом, если выдвинутый комиссией кандидат не получит вдруг поддержки местных депутатов. Или пройдет с минимальным перевесом голосов, поданных «за».
Подытоживая, можно сказать, что задачи перед обновленной администрацией губернатора стоят, хотя и весьма интересные, но непростые. Наверное, расчет, прежде всего, сделан на сильные кадры, которые, как говорил один известный исторический деятель, «решают все» – хотя сам автор этой крылатой фразы, судя по его делам, ничуть в это не верил.