На прошлой неделе депутаты Заксобрания утвердили дату проведения выборов губернатора Пермского края. Они пройдут 10 сентября. Событие историческое – последний раз прикамцы выбирали главу региона 17 лет назад.
По прогнозам известного российского политолога Евгения Минченко, избирательная кампания в крае пройдёт по референдумному типу: сильных конкурентов у врио губернатора Максима Решетникова не предвидится.
Так ли это, – обсудили с политтехнологом и политическим консультантом Дмитрием Логиновым.
От оппозиции статисты
Александр Переверзев, «АиФ-Прикамье»: Дмитрий, а вы чего ждёте от этой избирательной кампании?
– Имеете в виду столичного юриста Ирину Филатову, выдвинутую 10 июня пермскими коммунистами, и депутата Заксобрания Олега Постникова, которого, скорее всего, на выборы делегирует ЛДПР?
Фальстарт мастодонта
– Есть ещё Константин Окунев, который первым объявил о том, что будет баллотироваться в губернаторы. Каковы его шансы стать кандидатом и навязать конкуренцию Максиму Решетникову?
– Уже мастодонт пермской политики Константин Окунев сделал фальстарт. Если бы на своей пресс-конференции он не просто заявил, что готов идти в губернаторы, а рассказал, что есть партия, которая его выдвигает, что он в конкретные сроки начинает построение избирательного штаба и т. д., то вопросов бы не возникло. А Окунев вышел к журналистам, сказал, что пойдёт на выборы и… ушёл. Сейчас видим только его комментарии в соцсетях, что Решетников за первые месяцы на новом посту ничего не сделал и не проявил себя, а явка на выборах будет 7%. Это попытки после проигрыша ситуации поднять свой имидж, отыграть своё положение. Подозреваю, что даже если он всё-таки выдвинется, на это уже никто не обратит внимание. Время потеряно.
Хотя Окунев, пусть он и не сильный оппонент, мог бы вызвать у жителей интерес к выборам губернатора. Но есть сомнения, что он сможет пройти муниципальный фильтр. Ведь куда бы он в последние годы ни пытался избраться, на чём горел? На подписях.
Вообще интересно, как все кандидаты, кроме Решетникова, будут проходить муниципальный фильтр. Вроде бы при трёх тысячах местных депутатов набрать 234 подписи не трудно. Но проблема в том, кто и как их будет собирать. Получится ли у тех же кандидатов от оппозиционных партий правильно собрать эти подписи, чтобы их принял избирком?
Понятно, что депутаты, которые от «Единой России» избирались, подпишутся за Решетникова. Вопросов нет. А остальным ведь кандидатам могут и отказать. Конечно, это всё домыслы и моделирование ситуации. Но будет смешно, если у тех же Постникова или Филатовой забракуют подписи, а времени на досборы уже не будет.
– Но такая ситуация не нужна Максиму Решетникову. Так что помогут собрать.
– Да, «Единая Россия» поможет.
– Какова вероятность, что на выборы пойдёт экс-глава краевого Минсельхоза и бывший руководитель приёмной Президента в Прикамье Олег Хараськин?
–Думаю, вероятность 90%, что он выдвинет свою кандидатуру. Но кампания Олега Хараськина - это работа на собственную узнаваемость, продвижение проектов своего Института регионального, муниципального развития и поддержки общественных инициатив. На самом деле, это неплохая программа на выборы. Загвоздка в том, что её будут продвигать с минимумом ресурсов. Хотя в Чернушке, на некоторых участках, Хараськин даже сможет победить Решетникова, потому что много сделал для этого района. Его там помнят и ценят. Но Олег Хараськин тоже из разряда «просто кандидат». На сегодня нет серьёзных оппонентов Решетникову. Их даже искусственно не создали, чтобы хоть как-то разбудить политическое болото в крае. Тем самым повысить интерес избирателей к выборам, а вместе с ним и явку. Всё делается по минимуму, за счёт админресурса. Выдвигаются технические кандидаты. К сожалению, от Решетникова отмели возможных сильных оппонентов. Пока эти выборы и все возможные кандидаты неинтересны для избирателей.
Явки и пороги
– Прошлой осенью в Единый день голосования средняя явка на выборы в Прикамье была 32%. Она оказалась как ниже среднероссийской (47,8%), так и по сравнению с выборами 2011 г. в нашем крае (48,1%). В этом году какую явку стоит ожидать?
– При этом напомню, что год назад была масса кампаний, во многих округах на выборах в Заксобрание, да и в Госдуму, были серьёзные политические игры и интриги. И всё равно явка оказалась невысокой, как ни старались. Сегодня, за три месяца до губернаторских выборов, можно предположить, что явка на них будет около 28-32%. Это если не произойдёт каких-то негативных моментов для Решетникова, а в избирательной кампании появится какая-то динамика. Хотя даже если повторят прошлогодний результат в 32%, то это будет чудом.
Понятно, что южные районы, в которых сильны позиции «Единой России», дадут высокую явку, и Решетников наберёт там хороший процент. Но есть исторически сложные территории, где на выборах либо низкая явка или партия власти показывает невысокие результаты, либо и то и другое вместе. Это, к примеру, Пермь, Краснокамск, Березники, Коми-Пермяцкий округ. И здесь нужно применять какие-то избирательные технологии. В конце концов, вкладывать деньги в кампанию. На честном слове и одном административном ресурсе там не победишь.
Пока же за три месяца до выборов штаб Решетникова, по сути, не ведёт никакой работы, чтобы повысить явку на выборах губернатора. Есть только чёткое распоряжение: всё делать за счёт админресурса. Но я не думаю, что победу лишь благодаря админресурсу положительно воспримут наверху.
– Между тем говорят, что для большинства регионов, где выбирают губернаторов, ставят задачу обеспечить явку в 50%...
– И победить с результатом 50-70%. Мне пока непонятно, как этого будут добиваться в нашем крае. Одни лишь ухищрения с продлением времени голосования до 22.00 не помогут повысить явку. И потом здесь тоже есть свои риски. Есть такое понятие - «кривая американской мечты». Она начинается для кандидатов от «Единой России», когда явка на выборы переваливает за 45-50%. Либо они выстрелят хорошо, либо – плохо. Потому что на участки приходят люди, которые никогда не участвовали в голосовании. И им неважно, что Максим Решетников – врио губернатора. Они могут проголосовать за кого угодно.
Конечно, при низкой явке проще обеспечить 70% голосов. Но при явке в 32% это будет означать то, что Решетников заручился поддержкой всего лишь четверти жителей края. При таком кредите доверия населения к нему возникнет много вопросов.
Отчитался и ушёл
– Спустя месяц работы Максима Решетникова на посту врио губернатора пермские политологи сетовали, что у него нет образа. А сейчас уже ясно, кто такой мистер Решетников?
– Соглашусь с Евгением Минченко, который написал, что Максим Решетников стал врио главы Прикамья без сформировавшегося образа, и он воспринимался как менеджер, безликий чиновник. И пока его образ так и не сформировался. Кто бывал на пресс-конференциях Максима Решетникова, мог заметить, что он приходит, отчитывается и уходит. Так же было с выступлением врио губернатора перед депутатами на пленарке Заксобрания 8 июня: пришёл, отчитался, ушёл.
Да, как руководитель региона он вынужден решать проблемы, которые были или появляются в регионе. Образ хозяйственника формируется автоматически. Но пока кроме административно-хозяйственного направления у Решетникова нет никакой политической части. А в нашем крае множество точек локальных конфликтов.
Понятно, что надо управлять регионом, добиваться и отчитываться по экономическим и социальным показателям. В то же время у тебя здесь три тысячи местных депутатов, 48 муниципалитетов со своими политическими раскладами. С людьми и политическими элитами нужно встречаться и общаться. А не так, как это было недавно с выборами главы Краснокамского района. Мы вам тут «назначили» Константина Захарова (бывший зампредседателя краевого правительства и экс-министр территориального развития региона - Авт.), вам его осталось только принять. В итоге не смогли избрать главу района.
– Помимо Краснокамска в этом году возникли трудности и конфликты при избрании глав ещё в двух территориях – Гайнском районе и Лысьвенском городском округе. Тенденция?
– Уже система. Это следствие отмены прямых выборов глав МСУ в 2014 г. Мы видим, что в нашем крае практика их избрания на конкурсной основе местными депутатами не приживается. Тот же Гайнский район никогда не отличался серьёзными внутриполитическими конфликтами. А сейчас при избрании главы четверо депутатов портят бюллетени!
– Реально ли в ближайшие годы вернуть прямые выборов глав МСУ в нашем крае?
– Шанс есть. Пусть, может, не в этом, но в следующем году могут вернуться к этому вопросу.