С Репиным мог быть второй тур. Эксперт – об итогах губернаторских выборов

В этом году на выборах губернатора зарегистрировали четырёх кандидатов. © / Илья Пригожин / АиФ

Краевой избирком утвердил итоги досрочных выборов губернатора Прикамья. Их победителем признали врио главы региона Дмитрия Махонина, за которого проголосовали 540290 избирателей (или 75,69%).

   
   

Второе место заняла коммунистка Ксения Айтакова, которую поддержали 97284 прикамцев (13,63%). Кандидат от ЛДПР Олег Постников, как и три года назад, довольствовался третьим местом, заручившись голосами 40437 жителей региона  (5.66%).

Ещё 16743 избирателей поставили галочки напротив фамилии технического кандидата - пенсионера Евгения Козлова (2.35%). Более 19 тысяч избирателей испортили свои бюллетени.

Итоги завершившейся губернаторской кампании обсудили с политтехнологом Дмитрием Логиновым.

Счастливый случай для Айтаковой?

Александр Переверзев, «АиФ-Прикамье»: Дмитрий, три года назад Максим Решетников набрал рекордные 82% на губернаторских выборах. Результат Дмитрия Махонина на его фоне оказался поскромнее - 75,6%. Как можно оценить эти цифры?

Дмитрий Логинов: Хорошо, что Махонину не сделали «кавказский» результат Решетникова. В противном случае это смотрелось бы комично. Хотя с другой стороны, как среди пенсионеров, так и среди молодёжи, отдельные действия Махонина на посту врио губернатора нашли отклик.

- Ксения Айтакова получила почти в два раза больше голосов избирателей, чем Ирина Филатова в 2017 году. Можно ли считать для неё компанию успешной?

   
   

- Я думаю, что для Айтаковой такой большой процент – это счастливый случай. И как-то странно выглядит то, что известные коммунисты, выдвинутые на местных выборах в территориях края, набрали в разы меньше неё, а не пропорционально.

- Олег Постников также, пусть и несильно, улучшил свой результат по сравнению с выборами трёхлетней давности.

- Да. Но если сравнивать со средними цифрами, которые показали кандидаты от ЛДПР в других регионах, то результат Постникова,  мягко говоря, слабый. Ему не удалось «оседлать» оппозиционную повестку. К тому же он решил пободаться с краевым избиркомом из-за брака в бюллетенях, что явилось ошибочным и недальновидным шагом с его стороны.

Ксению Айтакову поддержали 97284 прикамца. Фото: АиФ/ Илья Пригожин

О роли агитации в Интернете

- Если бы Александр Репин прошёл регистрацию, то мог бы он навязать конкуренцию Махонину? Какова была вероятность второго тура при его участии?

- Думаю, да, Репин мог бы навязать второй тур Махонину, учитывая объём всех его ресурсов, как финансовых, так и человеческих. Но самонадеянность и привлечение к работе откровенно слабых специалистов в избирательных процессах привели к фиаско. Надеюсь, перед выборами 2021 года он хорошо подумает, кого брать в команду, а кого «гнать метлой».

- В 2017 году в Пермском крае явка на губернаторских выборах была 42,5%, на президентских в 2018-м – 66,46%. На этот раз лишь 35,7%. Хотя голосование длилось три дня.

- Явка была среднестатистической для Прикамья. В данном случае, трёхдневка не сыграла никакой роли.

Олег Постников второй раз подряд занимает третье место на выборах губернатора Пермского края. Фото: АиФ/ Илья Пригожин

- Накануне выборов ряд известных людей - от Конора Макгрегора до Татьяны Тарасовой и DJ Smash -  в соцсетях высказались в поддержку Дмитрия Махонина.  Насколько удачным можно считать использование таких персон в агитации? Можно ли говорить о том, что соцсети становятся полноценным каналом агитации?

- Лидеры общественного мнения в любой избирательной кампании играют важную роль. Не соглашусь, что все персоналии в этот раз были теми, которые необходимы. Тот же Макгрегор, при всём уважении к его достижениям в боях без правил, не имеет никакого отношения к краю и непонятен смысл его рекламы в пользу Махонина. Хотя, с гипотетической вероятностью, некий процент любителей единоборств, возможно пришёл на избирательные участки, увидев его видеообращение про Махонина.

Дмитрий Махонин набрал 75,69% голосов. Фото: АиФ/ Марина Медведева

Не знаю, где на этих выборах была агитация в соцсетях. Потому что таргетированной рекламы я, как минимум, не наблюдал.

Но в крупных городах агитация в Интернете играет существенную роль по привлечению интереса к персоне. Это не раз было доказано на практике выборов разных уровней. Теперь это неотъемлемая часть всех настоящих и будущих избирательных кампаний.