Дефицит ушедших из России марок авто параллельный импорт пока не восполняет

Софья Дарованная / АиФ

Доля параллельного импорта на авторынке  в 2023 году по прогнозам экспертов не превысит 15%.

   
   

Эксперты «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие») и компания «Автомаркетолог» оценили динамику регистраций легковых автомобилей, коммерческих авто и пикапов, ввезённых в страну по схеме параллельного импорта за январь-апрель 2023 года. Несмотря на ежемесячный рост объёмов, вряд ли он составит серьёзную конкуренцию официальному рынку, а его доля превысит 15% от авторитейла по итогам года. Однако альтернативный канал поставок уже разделил спрос на внутренний и внешний.

Объём регистраций автомобилей, ввезённых по параллельному импорту, с начала 2023 года растет стабильным темпами. Если в январе этого года было ввезено в страну 5096 машин, то в апреле цифра уже оформилась в 8817 штук. Всего с начала года в стране было зарегистрировано 28 087 автомобилей, ввезённых по схеме параллельного импорта.

«Главными факторами, определяющими рост количества регистраций ТС, ввезённых по параллельному импорту, стали дефицит предложений на рынке новых автомобилей (в особенности в категории премиальных авто), а также увеличение активности дилерских компаний в этой сфере. Дилеры организуют процесс ввоза всё более эффективно, занимаются этим системно и предлагают гарантию на ввезённые авто», -- прокомментировал генеральный директор маркетингового агентства Олег Мосеев.

Пока объёмы автомобилей, ввезённых по параллельному импорту, колеблются в районе десятой части рынка. Но в дальнейшем эксперты прогнозируют небольшой рост – до 15% от всех регистраций на рынке России.

«Параллельный импорт не может сегодня восполнить дефицит ушедших из России марок, это факт. Однако он вполне успешно будет и дальше выполнять роль альтернативного канала продаж для традиционных приверженцев ушедших из России брендов, выбирающих машины классом выше среднего.  При этом очевидно, что спрос уже разделился на «внутренний», ориентированный на доступные внутри страны официальные модели, преимущественно российских и китайских брендов, и «внешний», более платежеспособный, в сегменте параллельного импорта», - отметила, руководитель банка Марина Дембицкая.

С начала года сформировался топ-5 брендов в регистрациях автомобилей, ввезённых в страну по параллельному импорту. Топ-5 с большим отрывом возглавляет Toyota (5819 а/м), следом идут Hyundai (2326 а/м), BMW (2282 а/м), Mercedes (2264 а/м) и Mitsubishi (2110 а/м).

   
   

В апреле пьедестал почета немного изменился. Бессменным лидером остался бренд Toyota (1795 а/м), на второе место вырвался Volkswagen (819 а/м), на третьем оказался BMW (741 а/м). А пятерку рейтинга замкнули Hyundai (658 а/м) и Mercedes (638 а/м).

Очевидно, что в регистрациях ТС, ввезённых по параллельному импорту, преобладают модели верхнеценового сегмента.

Также стоит отметить, что подавляющий объём регистраций стабильно приходится на машины SUV-сегмента. В апреле текущего года в России было зарегистрировано 5751 ед. внедорожников и кроссоверов или 65% автомобилей, импортированных по параллельному каналу поставок. А основной объём регистраций пришелся на машины с бензиновыми и дизельными моторами. Количество таких автомобилей по данным за апрель составило 5362 (61%) и 1980 (22%) единиц соответственно. Число электромобилей стабильно растет. Но их количество в структуре регистрации ТС, ввезённых по параллельному импорту, пока невелико (6,2% от всех регистраций за апрель).

Автомобили, поступающие к нам в рамках параллельного импорта, в основном завозятся в страну напрямую. Именно Россия как страна ввоза в таможенный союз лидирует по количеству импортированных транспортных средств.

Регистрации таких машин в России стабильно росли с начала года и достигли в апреле отметки в 3607 а/м (2081 а/м - в январе). На втором месте – Казахстан, через который по этому каналу во второй весенний месяц было ввезено 2336 а/м (1821 а/м в январе), и Белоруссия -1252 а/м в апреле по сравнению с 633 а/м в январе. 

Большинство «серых» авто ввозятся в Россию преимущественно на частных лиц и остаются в ЦФО. Регистрации таких автомобилей достигли 21 223 а/м за период с января по апрель включительно. В то время как количество машин, ввезённых за этот период юрлицами, составило в 3 раза меньше – 6 864 а/м.

«Доминирование доли зарегистрированных ТС, ввезённых на физлица, говорит о том, что налоговая нагрузка на них заметно меньше, чем на юридических лиц. И даже те условия, которые юрлица могут получить при покупке автомобиля за границей, не перевешивают ту выгоду, которую при в этом получают физлица. Именно поэтому в регистрациях автомобилей, поступивших в страну по параллельному импорту, преобладают машины, ввезённые на «частников», – прокомментировал Олег Мосеев.

Примечательно, что половина импортируемых таким образом машин остаётся в Центральном федеральном округе. Этот тренд можно объяснить тем, что центральный регион — самый крупный по ёмкости продаж авторынок страны. С солидным отставанием от него идут Приволжский и Сибирский федеральные округа, где за первые четыре месяца 2023 года было зарегистрировано 3458 и 3508 таких автомобилей.