Большинство автовладельцев России слышали о программе льготного автокредитования и готовы при её возобновлении воспользоваться ею при покупке нового автомобиля.
О наличии программы льготного автокредитования слышали более 80% россиян, а воспользоваться ею при покупке нового автомобиля готов каждый второй. Около 40% ожидают возобновления её условий и хотели бы купить по ней машину с двигателем внутреннего сгорания. А 54% автовладельцев выступают за расширение списка доступных брендов. Таковы результаты совместного опроса, проведённого банками ВТБ и «Открытие Авто».
Ничего не слышали о возможности льготного автокредитования лишь 19% опрошенных. Более информированными оказались автовладельцы с Дальнего Востока (43%), Северного Кавказа (40%), а также Москвы и Московской области (40%). У каждого пятого респондента уже был опыт автокредитования с помощью господдержки. Чаще других льготные займы использовали москвичи и жители Дальнего Востока (по 20%). Реже других льготные кредиты брали на Урале и в Сибири (по 10%).
В ходе опроса выяснилось, что 38% респондентов ожидают возобновления госпрограммы. Больше всего этого хотели бы россияне возраста 26-40 лет (46%). Интересно, что женщины ждут перезапуска целевой программы чуть больше, чем мужчины (41% против 36%). Не ожидают её возвращения 22% респондентов, а 40% затруднились с ответом.
Воспользоваться льготным автокредитом в случае продления программы готовы 47% опрошенных, тогда как двумя годами ранее сделать это планировали только 12% будущих автовладельцев. Лишь 15% не планируют пользоваться льготными автокредитами, а остальные затруднились с ответом.
Интересно, что половина автолюбителей предпочли бы купить машину с классическим двигателем внутреннего сгорания. Электрокар выбрали бы 13% респондентов.
Отвечая на открытый вопрос о желательных изменениях (можно было дать три варианта ответа), 54% опрошенных россиян предложили увеличить список доступных к покупке автобрендов. 39% хотели бы расширить категорию участников программы, а треть (33%) рассчитывают на субсидирование ставки по автокредиту по аналогии с господдержкой ипотеки. 19% предлагают стимулировать покупку электрокаров за счёт большей скидки, 15% - увеличить порог стоимости транспорта для участия в программе. Только 11% опрошенных действующие условия полностью устраивают.
«Льготное кредитование стало определяющим фактором, вернувшим авторынок на траекторию роста и в первую волну пандемии, и после ухода западных брендов. Сегодня программа распространяется только на отдельные категории клиентов, что отражается на её результате в общем объёме продаж. Многие автовладельцы ждут возвращения льготных кредитов, так как на фоне роста цен приобретение машин становится менее доступным – в первую очередь, для социальных категорий населения», – прокомментировал начальник управления «Автокредитование» ВТБ Алексей Бочарников.
«Последний год программа льготного автокредитования продолжает оставаться одним из основных драйверов как рынка автокредитования, так и сегмента автобизнеса в целом. Господдержка в условиях растущих цен позволяет сделать автомобиль для россиян доступнее и стимулирует покупательский спрос. И рынок ждёт её продления. А с учётом того, что «китайцы» сейчас активно заходят на рынок, считаем, что в рамках господдержки нужны большие привилегии для отечественных производителей и расширение списка доступных к покупке национальных марок авто», - отметила руководитель «Открытие Авто» Марина Дембицкая.
Опрос проведён в июне 2023 года среди 1500 мужчин и женщин в возрасте 18-65 лет, по репрезентативной выборке во всех макрорегионах России.