Рынок авто. Продажи новых автомобилей в России могут достигнуть миллиона штук

Эксперты «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие») проанализировали результаты продаж июня и I полугодия 2023 года. По данным Ассоциации Европейского Бизнеса за первый месяц лета в России было реализовано 52,3 тысячи автомобилей, а за шесть месяцев - 359 тысяч автомобилей. Однако ни в июньские, ни в полугодовые результаты продаж ассоциация не включили продажи Geely. Вместе с ними в июне было продано около 59 тысяч машин (+113%), а за полугодие 366 тысяч (-1%). Авторынку не хватило четырех тысяч машин, чтобы выйти в «плюс» по итогам полугодия. Общий объём российского авторитейла при сохранении нынешних темпов роста может составить 860-870 тысяч машин, а с учетом объёмов параллельного импорта при оптимистичном сценарии -  достигнуть 960-990 тысяч машин.

   
   

В лидерах продаж оказалась Lada

На фоне провальных результатов прошлого года нынешние достижения авторитейла в масштабах месяца кажутся всё более яркими. Рынок продолжает показывать кратный рост. Причём к началу лета его стали обеспечивать не только Lada и трио традиционно самых востребованных в России компаний из Китая, но и целых ряд других российских и китайских марок, которые успели активно развить дилерские сети. Текущий июль еще может позволить рынку сохранить трехзначную динамику, так как во втором месяце лета в прошлом году было реализовано лишь 29 тысяч новых машин. Как и прогнозировали эксперты, во второй половине этого года, динамика рынка в целом вернётся к двухзначным положительным значениям.

Драйвером роста авторынка остаются «китайцы». Число официально представленных брендов из этой страны увеличилось за год с 12 до 19, а доля рынка - с 10,6% до 46%. Количество отечественных брендов также растет. Их число за год возросло с четырех до семи, а доля на рынке составляет теперь порядка 50%.

Отложенные рекорды 

Лидер отечественного авторитейла – АвтоВАЗ – сообщил о рекордных результатах продаж. Июнь стал для автогиганта лучшим месяцем текущего года. Было продано 27,8 тысячи новых машин. Рост объёмов бизнеса бренда составил 272%.

Общий результат марки Lada за полгода – 143,6 тысячи автомобилей. Это почти в два раза больше, чем за то же полугодие в 2022 году. Бестселлером марки и всего рынка в целом остается Lada Granta  - 16 757 проданных в июне автомобилей. На модель Niva Legend пришлось 3 135 сделок, на Niva Travel – 3 361. Все семейство вседорожников из Тольятти за шесть месяцев нашло 38 160 новых владельцев. Прибавка составила 188%.

Кроме того, завод, наконец, начал удовлетворять огромный спрос по Lada Vesta. За июнь было продано 4 258 этих автомобилей, что сразу позволило машине занять престижное третье место в общем модельном зачёте всего российского рынка. 

Стоит заметить, что большую часть месяца завод в Тольятти находился в корпоративном отпуске. По ранее обнародованным планам, предприятие должно выпустить в текущем году 400 тысяч автомобилей, из которых на Lada Vesta придется порядка 100 тысяч. Это значит, что в III и IV кварталах, чтобы выполнить план, придётся выпускать в среднем по 16 тысяч машин этой модели ежемесячно. Кроме того, Lada обещает в сентябре наладить сборку универсалов и фургонов Lada Largus. Рынок их также давно ждет. Если все эти задачи будут успешно решены, во второй половине года мы увидим немало других рекордов российской марки и на производстве, и в продажах. В целом АвтоВАЗ остается лидером нашего рынка с многократным отрывом от всех остальных брендов. Всего марка заняла за полугодие 39% объема рынка.

   
   

Свой вклад в увеличение продаж за полугодие внесли еще шесть отечественных брендов. Продажи LCV моделей GAZ за июнь составили 4,6 тысячи машин, а за полгода – 22,1 тысячи машин.  UAZ отчитался о 13,4 тысячи вседорожников, реализованных за шесть месяцев. Родственный ульяновцам Sollers пока только начинает налаживать бизнес. С января по июнь было продано 2,3 тысячи LCV-грузовиков и фургонов.

«Москвич» сообщил о продажах 1,5 тысячи машин в июне. Это лучший результат за все семь месяцев работы завода. «Электрички» от Evolute разошлись за полугодие тиражом в 863 экземпляра. Учитывая узость сегмента этой продукции, результат неплохой. И наконец, люксовый президентский бренд Aurus по-прежнему не подает сведения о продажах в AEB. Однако, по данным регистраций, в последнем весеннем месяце марка продала 31 автомобиль. В июне (согласно информации авторитейлеров) сохранилась та же динамика.  

Два сценария

Что касается производства автомобилей российских марок, сборки «китайцев» на «Автоторе» и в Туле, в оставшиеся шесть месяцев всё относительно хорошо прогнозируемо. «Москвич» уже рассказал о постановке на конвейер в Москве еще двух моделей. Обе они являются перелицованными моделями JAC. Но планы по выпуску в текущем году на московском заводе 50 тысяч машин выглядят пока слишком амбициозными. По крайней мере, если в компанию «Москвич 3», седану среднего размерного класса и еще более дорогому кроссоверу срочно не появится какой-то более доступный автомобиль. «Эволют» в текущем году не сумел пока продать и тысячи машин.

«Автотор» начал выпуск BAIC, Kaiyi и SWM. При этом изначально высокие производственные планы в 100 тысяч уже скорректированы до 70 тысяч. Еще 60-70 тысяч до конца года наверняка смогут произвести и продать GAZ и UAZ. Так или иначе, общие объёмы сборки по всем российским заводам едва ли превысят за год шестьсот тысяч «штук».

В то же время ранее производственные мощности авторитейла России были рассчитаны на выпуск порядка трёх миллионов автомобилей. И пока, помимо Haval, продажи которого в текущем году могут приблизиться к 100 тысячам машин, а также трио брендов с «Автотора», больше никто не набрался смелости официально заявить о том, что занимает пустующие заводские площадки. Зато о немалых планах «китайцев» и запуске новых заводов уже объявлено в Казахстане. А значит, предстоящее повышение утилизационного сбора, которое будет переложено в конечные цены, правительство большинству «китайцев» в России не компенсирует.

Есть и еще одна опасность для бизнеса – слабеющий рубль.  Всё это позволяет предположить, что все вместе взятые «китайцы», несмотря на расширение модельного ряда и авральный у большинства брендов рост сетей, продадут в текущем году около 400 тысяч автомобилей.

На общие годовые результаты также окажут влияние итоги продаж новых автомобилей по параллельному импорту.  Несмотря на замедление темпов рост продаж в этом направлении в последние пару месяцев, о чем говорят данные регистраций, годовые объёмы продаж автомобилей, ввезённых по параллельному каналу поставок, ожидаются на уровне 100 -120 тысяч штук. Что при оптимистичном сценарии развития авторитейла может увеличить общерыночные продажи до 960-990 тысяч штук. При негативном сценарии развития эта цифра составит 900-920 тысяч реализованных в 2023 году на российском рынке новых автомобилей.