С начала года доля параллельного импорта автомобилей в России достигла 14%

Эксперты «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие») и компании «Автомаркетолог» проанализировали объёмы регистраций автомобилей, ввезённых в Россию по каналам параллельного импорта.

   
   

В июне было зарегистрировано 13 237 таких машин. Это на 17% больше, чем в мае. Всего за первое полугодие 2023 года в стране было зарегистрировано 60 379 машин, импортированных по схеме параллельного импорта. Это 13,7% от общего объёма автомобилей, зарегистрированных в этот период.

В марочной структуре такого импорта по итогам первого полугодия лидирует Hyundai (10 031 автомобилей). Второе и третье места заняли Toyota (9889 автомобилей) и Kia (9005 автомобилей).  В топ-5 марок вошли также BMW (3829 регистраций) и Mercedes (2517 регистраций авто), которые сильно отстают от первой «тройки».

Рейтинг популярности июня оказался другим. Его возглавила Toyota (2205 автомобилей; +18% по сравнению с маем). Следом идут - Kia (2088 штук, +25%), Hyundai (2008 штук, +8%), BMW (822 автомобиля, +13%) и Mitsubishi (728 автомобилей, +29%).

Что же касается моделного рейтинга шести месяцев 2023 года, то тройку призёров составили кроссоверы Hyundai Tucson (4065 автомобилей), Kia Sportage (2817 автомобилей) и внедорожник Hyundai Santa Fe (2297 машин).

Топ-5 моделей дополняют внедорожник Toyota Land Cruiser (1771 автомобиль) и седан Toyota Camry (1703 автомобиля). Июньский рейтинг моделей в целом подтвердил предпочтения россиян. В лидерах рейтинга оказались Kia Sportage, Hyundai Tucson, Toyota Camry, Hyundai Santa Fe и Toyota RAV4.

Всего в июне в Россию импортировали 8895 автомобилей SUV-сегмента (спортивно-утилитарного назначения) – это 67% от объёма всех ввезенных машин. Автомобили D- и C-классов были ввезены в количестве 1159 и 868 единиц, что соответствует доле в 8,8% и 6,6% соответственно.

   
   

Большая часть параллельного импорта пришлась на машины с бензиновыми и дизельными моторами. Количество таких автомобилей в июне составило 8907 (67%) и 2495 (19%) единиц соответственно. Электромобили в структуре регистраций транспортных средств, ввезённых по параллельному импорту, заняли в июньской статистике третье место – 664 автомобиля, или 5%.

 «Для физических лиц в настоящий момент действует льгота при уплате утилизационного сбора. Так сегодня проходят таможню более 80% автомобилей, ввозимых по параллельному импорту. Эти машины завозятся как раз для физических лиц. С 1 августа для частных лиц льготный утильсбор сохраняется только при трёх условиях: машина остается в собственности в течение года, частное лицо ввозит не более одной машины в год и объём двигателя автомобиля не превышает 3 л. Во всех остальных случаях граждан обяжут платить по тем же тарифам, что и юрлиц. При этом объёмы «серых»  продаж в конце лета – начале осени на этом фоне, очевидно, будут снижаться», - отметила руководитель банка «Открытие Авто» Марина Дембицкая.

«Показатели регистрации автомобилей, ввезённых по параллельному импорту, в июне выросли по сравнению с маем на 17% до 13 237 единиц, что составило 15% от объёма всего авторынка в отчётный месяц — прокомментировал генеральный директор компании «Автомаркетолог» Олег Мосеев. — Увеличение объёмов ввоза вызвано кроме прочего ослаблением курса национальной валюты – покупатели, ожидая роста цен на авторынке, стремятся побыстрее купить машину. Стоит ожидать того, что уже с августа объёмы регистраций автомобилей, ввезённых по параллельному импорту, покажут заметное снижение. Пока ранее сделанный прогноз на год, который гласит, что в 2023 году в стране будет продано 110-120 тыс. авто, ввезённых по параллельному каналу, мы оставляем без изменения».

Текущие объёмы параллельного импорта заставляют прочих игроков рынка принимать во внимание этот сегмент. Так, страховые компании сегодня уже предлагают владельцам автомобилей, завозимых по параллельному импорту и не имеющих гарантии от производителя, особые программы защиты, призванные компенсировать собственникам ущерб от поломок.

«В страховании сегодня мы видим большую актуальность продукта так называемой «продлённой гарантии» или «каско на поломки», так как, привезя даже новый автомобиль, собственник не может рассчитывать на его ремонт за счёт автопроизводителя в случае неполадок. В «Росгосстрахе» мы планируем запустить обновлённую программу «продлённой гарантии» в ближайшее время. Тем не менее, важно учитывать, что покрытие по таким полисам распространяется на заводской брак и, скажем, заехать в глубокую лужу и починить последствия гидроудара за счёт страховой компании не получится. Также такая страховка не поможет с расходными материалами – к примеру, тормозными колодками или деталями подвески. В остальном продукты этого сегмента моторного страхования с учётом даже текущих масштабов параллельного импорта автомобилей будут востребованы», — поделился директор департамента андеррайтинга моторного страхования компании Дмитрий Усанов.