В сентябре на подержанные авто россияне потратили более 530 млрд рублей

Больше всего денег уходит на покупку авто старше 10 лет. © / Владислава Куимова / АиФ

Эксперты «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие», входит в группу ВТБ) и агентства «АВТОСТАТ» провели совместное исследование российского рынка легковых автомобилей с пробегом и определили его финансовую ёмкость по итогам сентября 2023 года. Результаты исследования показали, что в начале осени жители РФ потратили на покупку подержанных машин на 33% больше, чем в сентябре 2022 года, но в то же время на 10% меньше показателя августа 2023-го. В сентябре было куплено 509,5 тыс. автомобилей с пробегом, что на 11% больше, чем год назад, но на 8% меньше, чем в августе. За 9 месяцев 2023 года затраты россиян на покупку подержанных автомобилей составили 4,3 трлн рублей.

   
   

Больше всего денег уходит на автомобили в возрасте от 10 лет и старше, и их доля растёт. В сентябре на них было потрачено 204,7 млрд рублей, что составляет 38,6% от общей суммы.

А вот доля автомобилей других возрастных категорий в структуре затрат сокращается. Если машинам возрастом до 5 лет в августе принадлежало 32,1% всей ёмкости, то в сентябре уже - 30,8%. В начале осени на них ушло 163,3 млрд рублей. Автомобили в возрасте 5 - 9 лет обошлись россиянам в 162,8 млрд рублей.

Сильнее всего в деньгах на рынке в сентябре потеряли «японцы». Жители РФ приобрели подержанных автомобилей японских марок на сумму 178,8 млрд рублей. Это на 13% меньше августа.

Меньше всего за месяц «пострадали» отечественные бренды. В сентябре на покупку российских машин с пробегом ушло 41,2 млрд рублей. Это на 1% меньше, чем в конце лета. В результате доля российских марок выросла сильнее, чем у кого бы то ни было — на 0,7 процентных пункта.

По затратам на «вторичке» по-прежнему лидируют европейские бренды. В сентябре на их покупку было потрачено 191,1 млрд рублей, что составляет 36% от всей суммы денег. Среди продаж подержанных «иностранцев» лидируют корейские марки (77,4 млрд рублей, доля на рынке — 14,6%), американские (31,7 млрд рублей, 6% рынка) и китайские (10 млрд рублей, 1,9% рынка).

В финансовой ёмкости вторичного рынка сильнее всего выросла доля машин В-класса. В сентябре их покупка обошлась в 81,6 млрд рублей. Но больше всего денег россияне по-прежнему тратят на автомобили с пробегом сегмента SUV. На них в сентябре ушло 250,6 млрд рублей. Что касается остальных сегментов, то 50-миллиардную отметку также преодолели автомобили с пробегом С- и D-класса (61,7 млрд и 53,2 млрд рублей соответственно).

   
   

В сентябре затраты упали по всем сегментам вторичного рынка. Сильнее всего это произошло у минивэнов (-16%), а меньше других — в А-классе (-1%).

«В сентябре россияне купили автомобилей с пробегом меньше, чем в августе. Несмотря на это, вторичному рынку удалось удержаться на отметке выше полумиллиона тысяч машин, что происходит уже пятый месяц подряд. Снижение объёма рынка подержанных автомобилей в сентябре во многом обусловлено высокой покупательской активностью в августе. Напомним, что тогда покупатели на фоне скачка цен, спровоцированного вступлением в силу нового утильсбора и ослаблением курса рубля, а также введённого Японией запрета на ввоз некоторых категорий машин в Россию, вынуждены были раньше совершить покупку автомобилей. В большей степени снижение рынка отразилось на сегменте автомобилей в возрасте до 10 лет. Рынок машин более старшего возраста остался на уровне августа. Практически не отразилась ситуация и на перерегистрациях автомобилей российского производства», — объясняет исполнительный директор аналитического агентства Сергей Удалов.

«Уменьшение объёма покупок автомобилей с пробегом в сентябре по отношению к августу напрямую сказалось и на финансовой ёмкости рынка, которая тоже сократилась. Несмотря на это, даже с учётом отрицательной динамики сентября, показатель финансовой ёмкости всё ещё остается на уровне, превышающем 500 млрд рублей. Такие показатели трат на рынке АСП фиксируются на протяжении трёх месяцев подряд. Отчасти этому способствует продолжающийся рост цен на автомобили с пробегом», — отмечает руководитель банка Марина Дембицкая.