«Самая настоящая катастрофа». Нашествие жука полиграфа угрожает заповеднику

Жук-короед уничтожает пихты © / Дмитрий Шадрин / АиФ

Настоящей катастрофой назвал эксперт-биолог распространение в лесах жука уссурийского полиграфа. Паразит захватывает всё новые территории. На огромных площадях ввели карантин. Однако, по мнению специалистов, это малоэффективная мера, которая не способна остановить короеда. При этом уничтожение полиграфом пихт ведёт к гибели и других деревьев. Под угрозой может оказаться уникальный в своём роде заповедник «Вишерский». О пугающей ситуации сайту perm.aif.ru рассказал старший научный сотрудник заповедника «Вишерский», кандидат биологических наук Алексей Селиванов.

   
   

«Мы теряем наши леса!»

Крошечного жука-короеда в Пермском крае впервые обнаружили в 2022 году. Многим жителям региона было непросто поверить, что такое маленькое насекомое может представлять серьёзную угрозу для лесов Прикамья. Однако полиграф проходил округ за округом, безжалостно уничтожая пихты. Жители и гости региона, проезжая по дорогам края, могут видеть порыжевшие островки в лесной полосе – это погибшие деревья.

«Происходит самая настоящая экологическая катастрофа. И последствия будут тяжкие. На участках, до которых дошёл полиграф, погибают все взрослые пихты. Из-за этого лес становится более редким. Его способность противостоять сильному ветру снижается. Деревья падают, ломают молодняк. То есть из-за полиграфа погибают не только пихты. Мы теряем наши леса! Насколько я знаю, все меры, которые мог бы предпринять человек, неэффективны» – говорит Алексей Селиванов.

В Пермском крае с короедом пытаются бороться с помощью санитарной рубки. Но её обычно начинают, когда обнаруживают поражённое дерево. Признаки: порыжевшая хвоя и подтёки смолы на стволе.

«Однако к тому моменту, когда появляются эти “симптомы”, жука в пихте уже нет. Он вылетел в огромном количестве, оставив выходные отверстия, из которых как раз сочится смола. Обнаружить полиграфа своевременно невозможно. Ведь проверить все пихты нереально – в Пермском крае нет такого количества лесничих», – рассказывает Алексей Селиванов.

Продвигается на север

Опасный жук-короед практически добрался до Соликамска. В граничащем с ним Красновишерском округе (там расположен заповедник «Вишерский») полиграфа пока не выявляли. Что будет дальше, никто не знает.  

«У нас есть надежда, что он не будет продвигаться на север, где более холодный климат. Хотя известно, что в Средней Сибири и Красноярском крае он прошёл насквозь всю тайгу и добрался до самой тундры. Но там более континентальный климат, лето жарче, чем у нас. В общем, трудно сказать, что ждёт Пермский край в целом и заповедник в частности», – говорит специалист.

   
   

Робкая надежда

Как бороться с полиграфом, если он проникнет на охраняемую природную территорию, где человек ни коим образом не вмешивается в природные процессы, и запрещена даже санитарная рубка? Ответа на этот вопрос пока нет. Зато есть робкая надежда, что природа сама исправит сложившуюся ситуацию.  

«Проходила информация, что на Дальнем Востоке новое поколение пихт, появившееся на месте уничтоженных полиграфом, вырастает стойким к жуку-короеду. То есть деревья научились защищаться от вредителя. Как будет у нас – неясно», – говорят в заповеднике.

Заповедник «Вишерский» – это уголок нетронутой природы, где запрещена даже санитарная рубка. Фото: Вишерский заповедник/ Николай Бахтияров

Есть ли новые идеи по защите деревьев?

«Мне кажется, что могла бы помочь обычная побелка стволов пихт. Она маскировала бы деревья и мешала бы проникновению вредителя под кору. Но пока это лишь гипотеза, которую нужно проверять. Плюс опять возникает вопрос, где взять столько людей для побелки пихт. Мы пытались подключить к решению вопроса Росмолодёжь, но заинтересовать агентство не получилось», – говорит Алексей Селиванов.

А пока специалисты заповедника бдительно следят за ситуацией.