Директор пермского фонда «Дедморозим» Надежда Ли на заседании Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека предложила меры по совершенствованию поддержки региональных благотворительных организаций. С какими проблемами сталкиваются НКО в регионах? Как можно их решить? Сайт perm.aif.ru публикует интервью с Надеждой Ли, которая отвечает на эти вопросы.
«Нужна грантовая поддержка»
— Надежда, с какими проблемами сегодня сталкиваются некоммерческие организации (НКО) Пермского края?
— Одна из ключевых проблем — это высокие административные расходы в профессиональных НКО.
Дело в том, что люди, в первую очередь, хотят помогать детям. В Пермском крае они делают это очень активно. Это позволяет благотворительным организациям расти. Но вслед за этим растёт и объём административных расходов. И вот на них уже гораздо сложнее привлекать средства — просто тяжелее объяснять бюрократическую часть нашей деятельности.
К примеру, для работы «Дедморозим» требуются профессионалы: бухгалтер, экономист, юрист, специалист по технике безопасности и другие. Они нужны, чтобы вовремя формировать и отправлять отчёты в налоговую, Министерство юстиции, грантодателям, чтобы проходить аудиторские проверки, специальную оценку условий труда, начислять зарплаты и оплачивать закупку того, что мы передаём в семьи, и этот список можно продолжать очень долго.
— Что помогло бы решить эту проблему?
— Для поддержки активно работающих благотворительных организаций очень важно развивать отдельные грантовые направления или конкурсы на организационное развитие, PR и FR (информирование и привлечение средств) на федеральном и региональном уровнях. Потому что большинство грантов, которые мы выигрываем сейчас, направлены опять же именно на благотворительную деятельность, а уж управленческие расходы включены в них постольку-поскольку.
Стоит отметить, что это предложение касается организаций, которые стабильно работают, доказав свою эффективность и пользу для региона.
«СМИ — точки доступа к донорам»
— Высокие административные расходы — одна из ключевых проблем, но не единственная. Какие ещё векторы развития региональных НКО вы видите?
— На мой взгляд, у региональных благотворительных фондов меньше доступа к средствам массовой информации (телеканалам, интернет-порталам), чем у столичных НКО. То есть московские фонды с большей вероятностью попадут на «Первый канал». Но тут федеральные коллеги могут со мной не согласиться, конечно. Вопрос достаточно спорный.
Тем не менее, проблема низкой медийности существует, и это нельзя отрицать. В качестве её решения можно рассмотреть государственную поддержку социальной рекламы, в том числе введение квот на телевидении.
— Почему это важно?
— Средства массовой информации — это наши точки доступа к реальным и потенциальным донорам (люди и организации, которые помогают на безвозмездной основе — прим. ред.). Через сюжеты на ТВ, новости, радиоэфиры мы рассказываем о своей деятельности и привлекаем новых сторонников. И тут уже всё просто: чем их больше — тем большему количеству детей мы можем оказать помощь.
«Корпорации жертвуют в столичные фонды»
— «Дедморозим» публиковал новость о том, что люди тратят на благотворительность в шесть раз больше корпораций. С чем может быть связан такой дисбаланс в региональных НКО?
— Основные доноры (крупные корпорации и частные меценаты) чаще жертвуют в столичные фонды. И вообще тема вовлечения бизнеса и коммерции в благотворительную деятельность достаточно острая.
— Но существует же система налоговых вычетов. Она не влияет на ситуацию?
— Существующая система налоговых вычетов пока не выполняет свою стимулирующую функцию в полной мере. Для многих компаний она остаётся скорее приятным бонусом, чем реальным мотиватором.
Если бы ставку этого возврата можно было менять в зависимости от того, на какой территории находится благотворительный фонд, то, может, у московских корпораций был бы повод вкладываться в регионы. А пока ситуация такая: головные офисы многих крупных компаний находятся в столичных центрах, и им проще оказать помощь тем организациям, которые находятся в поле их зрения.
Хотя изначально эта система должна восприниматься не бонусом, а скорее поводом привлечь организации в благотворительность.
«Задача государства — поддержка, задача людей — искренняя помощь»
— Как географическое положение влияет на затраты благотворительных фондов?
— Региональным НКО приходится тратить значительно больше на логистику. Например, доставка медицинской кровати в Пермь или отдалённые округа Пермского края может обойтись дороже, чем сама кровать. В итоге на ту же помощь мы можем расходовать в два раза больше средств, чем столичные фонды, которые находятся ближе к логистическим центрам.
— Какие инструменты важно развивать для устойчивого развития НКО?
— Очень классный инструмент — эндаумент-фонды. Их специфика заключается в том, что любое пожертвование как бы становится вечным. То есть переведённая один раз сумма работает на долгие годы вперёд, потому что начинает генерировать доход от инвестиций. А этот доход уже распределяется на общественно полезные блага, не отвлекая ресурсы и усилия на поиск поддержки.
— Какой должна быть роль государства в поддержке благотворительных инициатив?
— Спрос рождает предложение. Чем чаще благотворительные организации озвучивают сложности на пути к устойчивой работе, тем больше шансов быть услышанными, именно поэтому мы стараемся открыто говорить о проблемах. Задача государства — поддержать НКО в решении административных и инфраструктурных сложностей, чтобы обычные люди могли сосредоточиться на самом главном — искренней помощи тем, кто в ней нуждается — тем, чьи истории рассказывает «Дедморозим».