Бизнесмен Нобуо СУГАХАРА - не совсем типичный японец. Молчаливая сдержанность самураев обошла его стороной. Солнечный, открытый, он смотрит на мир ясными глазами ребёнка и мудреца, чуждого политической конъюнктуре. Суждения его неожиданны - и честны.
В Пермь он прибыл «наводить мосты» между нашими народами.
- Сугахара-сан, вы консультируете японских бизнесменов, как вести дела в России. О каких национальных особенностях русского человека предупреждаете сразу?
- Россиянин может много лишнего наговорить начальнику. В Японии это не принято. Там если вещает босс, все с трепетом слушают и молчат, а потом чётко выполняют распоряжения. А здесь чудеса начинаются! (Смеётся.) Мы даём работнику зарплату, а он ещё и не подчиняется, обсуждает приказы. Возникает конфликт. Я говорю своим японским коллегам: научитесь выслушивать мнение персонала. Мы здесь гости, надо уважать менталитет хозяев.
В России трудно бывает понять, где собственник, где директор и кто на самом деле принимает решения. Хотя в последнее время мы с вами в этом очень похожи. Президент компании, которой принадлежит АЭС «Фукусима», после трагедии 11 марта сбежал в больницу. Состояние атомной станции он не оценивал. Кто принимал странные решения по её ремонту, до сих пор не понятно.
На пороге революции
- Почему Япония отвергла помощь России по ликвидации аварии на «Фукусиме»?
- Наше правительство отказалось принимать помощь многих стран. Это было очень драматичное решение. Как и в Чернобыле, произошло утаивание информации, чтобы не допустить паники. Внутри самой Японии было много здравых предложений, но ими тоже не воспользовались. Сейчас по этому поводу разгорелся жестокий скандал. Если бы 11 марта прислушались к советам экспертов и открыли клапаны, взрыва на «Фукусиме» могло не быть.
Среди населения нарастает серьёзное недовольство. Не секрет, что наш премьер-министр злоупотребляет спиртным. Правительство должно уйти в отставку! Если такое состояние продлится ещё полгода, в стране может разразиться революция.
- Японцы всегда философски относились к тому, что живут на вулкане…
- Спокойствие теперь не про нас. Новое землетрясение может произойти близ Токио, в районе АЭС «Хамаука». Её работа приостановлена, но демонтаж продлится целых 30 лет. А если в это время как следует тряхнёт? Все понимают: в Японии больше не должно быть атомных станций.
- Но где-то нужно брать электричество?
- На Дальнем Востоке и Сахалине избыточные мощности электроэнергии. Разрабатываются проекты энергомоста между этими территориями и Японией. Существовать без России мы теперь просто не сможем.
Раньше между нашими государствами были сложные отношения. Теперь они стали прагматичнее и теплее. Сердца японцев растаяли, когда ваше государство одним из первых прислало гуманитарную помощь и 500 сотрудников МЧС.
Цунами смыло гордыню
- Жизнь в Японии уже входит в привычное русло?
- Это невозможно. Самый острый вопрос: нет работы. Фабрики, заводы в руинах после цунами. Из-за радиационной обстановки запрещено возводить новые производства, заниматься сельским хозяйством. Чем же тогда жить?
Я веду переговоры с вашим федеральным правительством: мы готовы построить завод на территории России и пригласить туда 10 тыс. японцев. Пусть работают на благо России.
- Это может угрожать экономической безопасности нашей страны.
- Речь идёт о спорных северных территориях. У вас они пустуют, а в Японии народ бедствует. Пора прекратить противостояние, можно ведь использовать эти земли совместно двумя государствами.
- Японский народ сохранил стойкость духа?
- Мы потеряли уверенность в себе. Мы считали, что наши технологии - лучшие в мире. Оказалось, это не так. Мы гордились своим образованием. Но вдруг выяснилось, что оно никуда не годится. Мы не учим детей думать, лишь натаскиваем на сдачу тестов. В стране почти не осталось умных людей.
- Откуда тогда ваше экономическое чудо?
- От сплочённости и дисциплины. Мы вместе делали одно дело, беспрекословно выполняя приказы людей, которые действительно знали, куда вести страну.
Но такая модель больше не срабатывает. Если раньше местные правительства лишь выполняли инструкции центра, то теперь центр не даёт прямых указаний. Нужно самим думать, как защищать людей. Это революционное изменение сознания, начало новой эпохи! Мы начинаем мыслить самостоятельно и брать на себя ответственность.
Экспорт… гениев
- Какова цель вашего визита в Пермь?
- У вас есть прекрасная гимназия №2, где ведётся обучение японскому и китайскому языкам. Она вышла с предложением наладить обмен образовательных и культурных программ между Россией, Японией и Китаем. Я с удовольствием взялся за этот проект. В скором времени пермские школьники поедут по обмену в Китай. Япония пока не готова принять учеников из России. Но, возможно, уже через год ситуация станет более благоприятной. Если раньше мы считали главным языком после японского английский, то теперь появилась настоятельная потребность говорить по-русски.
- Будет ли использоваться в Перми японская система АУТОГАЙ, при которой идёт поддержка лучших школьников с последующим их трудоустройством в японские компании?
- Вряд ли сейчас кто-то будет этим заниматься. Реализовать такую систему и в самой Японии чрезвычайно трудно. У японцев своеобразные представления о демократии: считается, что все люди должны быть одинаковыми. Нельзя выделять лучших. Даже во время спортивных соревнований в школе, когда дети бегут стометровку, за пять метров до финиша им велят остановиться. И финиш они пересекают вместе. Отсюда монолитность нашего общества. Отсюда и уязвимость.
- Приживись в Японии образовательная система «После трёх уже поздно», агентом которой вы являетесь, всё вышло бы по-другому?
- Я в этом уверен. Согласно этой системе, очень важно раскрыть в каждом ребёнке индивидуальность. Нет вседозволенности, но есть свобода творчества, личных проявлений.
Автор этой системы Масару Ибука основал лучшую компанию Японии - «SONY». В чём ошеломляющий успех этой компании? Её сотрудники имели внутреннюю свободу. Ибука-сан поддерживал самые невероятные идеи. А потом он ушёл от реального управления бизнесом, чтобы следить за воспитанием своей дочки, страдающей слабоумием. И преуспел в этом. Его педагогический бестеллер «После трёх уже поздно» потряс мир, был признан одной из самых важных книг современности.
ДОСЬЕ
Нобуо СУГАХАРА родился в 1951 году. Окончил один из лучших университетов Японии, а затем - аспирантуру Гарвардского университета в США. Возглавлял «HIBINO Corporation». Представлял Японию в CIEE (Совете по международным образовательным программам обмена). Основал консалтинговую компанию «Sughahara & Associates Inc» и компанию «Бизнес Евразия» для оказания поддержки японским предпринимателям в России.
Смотрите также:
- Между двух огней. Кто помогает людям слушать и слышать друг друга? →
- Николай Косвинцев: «Инновации творят сумасшедшие» →
- Все не случайно →