Кровавые монстры. Как клещей исследуют в лаборатории?

Фото: АИФ

Пермь, 15 мая - АиФ-Прикамье. В Прикамье за последнюю неделю от укусов клещей пострадали 676 человек, среди них 123 ребёнка. На наличие вируса энцефалита было исследовано 541 особи, заразными оказались только 34 (6,3%). У двоих человек есть подозрение на заболевание энцефалитом, среди них один ребёнок.

   
   
Стоит отметить, что в данное время года они особенно опасны, поэтому на природе нужно применять меры индивидуальной защиты – использовать специальную одежду, обработанную репеллентами, проводить само- и взаимоосмотры каждые 20-30 минут. 

Если все же человека укусит клещ, то ему необходимо срочно снять клеща (если получится) и сдать его на обследование в ближайшую лабораторию.

Регистрация укушенных

Одна из таких лабораторий расположена на улице Лебедева в Центре гигиены и эпидемиологии Пермского края. В регистрационной на втором этаже посетителей встречает специалист, который заполняет специальные бланки.

«Моя обязанность – зарегистрировать пациента, затем уже определить, клещ это или нет. Если мертвый клещ, то инфекция определяется только на один вирус – клещевой энцефалит. Живой –  значит боррелиоз и также энцефалит, – рассказывает женщина. – Если человек приходит непосредственно с живым клещом на какой-то части тела, то производится снятие в процедурном кабинете».

 

Фото Дмитрия Овчинникова

 

К слову, предприятие – государственное. Но за диагностику придется платить деньги. Так, за снятие клеща нужно отдать 55 рублей, определение боррелий в клеще – 110 рублей и так далее. Дети до 14 лет и инвалиды первой и второй группы обслуживаются по льготному тарифу.

   
   

Если человек приносит утром клеща, то уже вечером он узнает результаты. Только потом ему даются соответствующие инструкции. Если клещ неживой, то для второй инфекции (боррелиоз) необходимо будет пройти профилактику антибиотиками, проконсультировавшись у врача-инфекциониста.

«В день приходит около 30-40 человек. А на текущий момент уже зарегистрировано 711 обращений к нам», – отмечает специалист.

Энцефалит

Работа в лаборатории проходит в несколько этапов. Пройдя по длинному коридору, можно увидеть два кабинета. В каждом из них проводятся анализы на клещевые инфекции.

В правой комнате находится большой стол с множеством пробирок. По бокам стоят шкафы с инструментами для работы. Здесь проводятся анализы именно на энцефалит.

 

Фото Дмитрия Овчинникова

 

«Клещ замораживается жидким азотом и из него изготавливается суспензия, – показывает на прибор заведующий лабораторией Вадим Рыжаенков. – И эта суспензия методом иммуноферментного анализа исследуется на наличие вируса клещевого энцефалита».

 

Фото Дмитрия Овчинникова

 

Осматриваясь по сторонам, мужчина добавляет, что работа здесь, в основном, рутинная.

«Делаем постоянно анализы! К слову, заразных клещей не так много – 4-5 % на клещевой энцефалит. Эта болезнь протекает бессимптомно, либо лихорадочно. Боррелиозом же болеют практически все», – говорит Вадим.

 

Фото Дмитрия Овчинникова

 

Вот одна из специалистов приносит клеща и в лабораторию. «Сняли клеща вот, - говорит она. – С какой-то собаки. Смотрите, сколько крови выпил. Ну и горошина!».

 

Фото Дмитрия Овчинникова

К слову, самцы клещей просто кусаются, перенося заболевания.  Их можно не заметить. А самки занимаются именно  тем, что пьют кровь.

Микроскопы для боррелиоза

В другой небольшой комнате тускло. Там расположены несколько микроскопов.

«Здесь на боррелиоз просматриваются живые клещи, потому что боррелия – это подвижный возбудитель. Если он есть в особи, то его видно при микроскопии. Так, посмотрим, – объясняет Елена Валерьевна, лаборант, сидящая за столом. – Если они там есть, то их видно сразу в кишечнике у клеща».

 

Фото Дмитрия Овчинникова

 

Затем, когда проведены все нужные анализы, клещ помещается в специальный контейнер и  уничтожается.

«Работа нравится»

Вернувшись обратно в зал регистрации укушенных, Вадим говорит, что данная лаборатория не ограничивается исследованием клещей.

«У неё большой круг задач. Это своего рода сезонная робота. А так, самый большой блок – надзор за всеми инфекциями, которые имеются на территории Прикамья. Это диагностика гриппа и ОРВИ, а также и особо опасных очаговых инфекций: бруцеллез, сибирская язва и другие. Работы всегда много», – говорит он.

 

Фото Дмитрия Овчинникова

 

«Работа нам всем нравится. Коллектив хороший. У нас очень ярко выражена сезонность: зимой – эпидемия гриппа, летом – клещевой энцефалит и кишечные инфекции. Поэтому всё очень разнообразно», – добавляют сотрудники лаборатории.

Смотрите также: