Кисточка, послушная губам. Сельская художница с ДЦП рисует картины ртом

Фото автора

Наталии Жижилевой 35 лет, она живет с мамой Ниной Пироговой в частном доме в поселке Куеда Пермского края. На весь населенный пункт, в котором проживает около 10 тысяч человек, имеется всего три приемлемых пандуса: у Наташи дома, в библиотеке и в доме культуры. Остальные места поселка девушке недоступны.

   
   
Наташа – инвалид детства, у нее ДЦП (детский церебральный паралич – Авт.). Поэтому ей трудно ходить и пользоваться руками. С малых лет ей приходилось бороться за право на образование. Они тогда жили в другом селе – Култаево (Пермский район), но преподаватели не хотели учить девочку на дому.

«Учительница отказывалась ходить к Наташе, написала тогда объяснительную: «девочка необучаемая, только мычит». А на самом деле она уже читала книжки, умела считать до 10. А нас так унизили… Я решила писать в вышестоящий орган жалобу, и добилась – учителя стали ходить к нам домой», – говорит мама Нина Пирогова.

Боялась рассказать

В возрасте 12-13 лет Наташа впервые заинтересовалась рисованием. Ее мама работала художником-оформителем. Девочке-подростку было интересно все, она пыталась нарисовать что-то сама, используя мамины краски и кисточки, но те не поддавались рукам. Тогда она попробовала ртом – и получилось!

«Год я скрывала от мамы, что рисую ртом. Она тогда пыталась научить меня все делать руками. Как-то раз я случайно забыла, что она дома. И давай рисовать! Мама увидела, ей понравилось, что получается. С тех пор больше тайны нет», – говорит Наташа.

Домашняя мастерская. Фото Елены Мокрушиной

На творчество девочки повлияла и ее дружба с учительницей рисования. Преподаватель была замужем за художником, поэтому у них дома было много красивых картин. Иногда она приглашала Наташу в гости. «Не столько училась рисовать, сколько нюхала», – вспоминает девушка запах масляных красок, который ей так нравился в детстве. Потом она осмелела и стала просить тоже попробовать рисовать этими красками.

По словам Наташи, ей отказывали, говорили, что у нее не получится. Но Наташа все же добилась своего – нарисовала на маленькой фанерке святую Наталью. Тогда художница даже не знала, как принято рисовать эту святую. Потом ей на глаза попалась икона с изображением ее небесной покровительницы. И образы оказались очень похожими.

Картина Наталии Жижилевой. Фото Елены Мокрушиной

«Меня вдохновляют храмы! Часто бывает такое: загадаю желание, нарисую церковь, и желание сбывается. Например, я очень хотела поступить в училище №65 в Перми на художника. Но мне отказали, мол, вам это недоступно, крутые ступеньки. А потом мы поехали с мамой в старую церковь, я только посмотрела на нее, приехала домой и быстро нарисовала. И после мое обучение неожиданно одобрили», – вспоминает Наталья.

   
   

Училась она очно-заочно: три месяца в Перми, три – в Куеде. Во время учебы проживала в социально-реабилитационном центре, где ее посещали педагоги. Преподаватели иногда приводили с собой сокурсниц девушки. Тогда у Наташи завязалась дружба с Катей Смирновой. По словам художницы, подруга подталкивала ее к творчеству.

Однако три года обучения прошли, Катя уехала в Санкт-Петербург, а Наташа осталась в Куеде. Но девушка не хотела сдаваться – поступила в Московский заочный народный университет искусств.

Мама Нина Пирогова показывает картину дочери, на которой изображен их родной дом. Фото Елены Мокрушиной

«Учиться было трудно, – вспоминает мама Нина Пирогова. – Приходилось отправлять преподавателям по 15-20 работ в месяц. Но Наташа справилась – закончила университет с красным дипломом».

Трудно жить в поселке

Сейчас Наташа очень умело рисует картины ртом. Она продемонстрировала свое мастерство корреспонденту «АиФ-Прикамье»: мама положила на пол лист бумаги, помогла ей взять кисточку ртом, поставила краски и воду. И девушка начала творить.

Наталия рисует. Фото Елены Мокрушиной

В это время ее мама рассказала, что Наташа рисует таким образом даже быстрее, чем здоровый человек руками.

«Ездили недавно на рыбалку. Она сделала набросок, сидя на берегу реки. Времени было совсем мало, потому что начал накрапывать дождь. Но Наташа закончила работу. Посмотрите, даже травинка к картине прилипла», – показывает Нина Викторовна картину дочери.

Наталия учит своему искусству детей. Вести кружок в доме культуры она не может опять же из-за отсутствия пандусов. Поэтому занимается бесплатно с детьми малоимущих родителей. Те приходят к ней домой.

Наталии нравится учить детей. Фото Елены Мокрушиной

«Ей очень хочется самостоятельности, – рассказывает мама. – Мечтает о своем жилье. Но нам постоянно отказывают. Если просим власти отремонтировать этот дом, говорят, что он принадлежит не Наташе, а мне. Как только подаем документы на предоставление жилья для инвалида, отговорка другая: «У мамы же столько квадратных метров!» А то, что на нее не оформлено опекунство, никого не волнует».

Пока общественная жизнь в поселке недоступна для инвалидов, мама Наталии решила своими силами помогать людям с ограниченными возможностями. Сейчас она является руководителем клуба инвалидов-колясочников в Куеде, выигрывает гранты и организует поездки людей с ограниченными возможностями на природу, в храмы, музеи и т.д.

Если у вас есть желание помочь Наталии Жижилевой, ее контакты можно найти на сайте художницы.