Первые таблички с именами репрессированных появились на московских домах в декабре 2014 года. Чуть позже к акции подключились и другие российские города, и в числе первых – Пермь.
«Каждый памятный знак создается по инициативе конкретного человека, им же оплачивается и устанавливается с его участием. Проект не может быть профинансирован оптом», - рассказал Сергей Пархоменко.
Все таблички вместе образуют памятник жертвам террора. Это пример «пиксельного, точечного памятника», убежден общественный активист. В отличие от памятника, так скажем, в классическом исполнении – большого объекта на площади – «Последний адрес» способен меняться.
«Проект не имеет финала, у него есть только начало, - рассказывает Сергей Пархоменко, - на данном этапе мы устанавливаем памятные таблички в память о расстрелянных в годы большого террора 1936-1938 гг. А какое количество людей погибло в лагерях, у скольких были искалечены судьбы? И почему только 30-е годы?».
Дизайн таблички разработал известный российский архитектор и художник Александр Бродский. Пермяки могут его вспомнить по «Ротонде», сделанной из старых дверей, и не раз подвергавшейся нападкам противников «культурной революции».
«Дизайн намеренно бедный, скромный, почти незаметный. Пробовали сделать надпись лазерной гравировкой, получается аккуратно, но безжизненно», - рассказывает Сергей Пархоменко.
Кто финансирует этот проект? Осенью прошлого года инициаторы «Последнего адреса» собрали на краудфандинговой площадке около 1,5 млн руб. Поддержку оказал и фонд первого российского президента Б.Н. Ельцина. Инициаторы проекта не просят бюджетной поддержки. «Нам от власти, в принципе, вообще ничего не нужно в этом проекте», - говорит Пархоменко. Нужна лишь «разумная позиция города», то есть просто «чтобы не мешали».
Стоимость знака довольно внушительная – около 4 тыс. руб. Надо полагать, это один из самых серьезных сдерживающих факторов развития проекта. Тем не менее, желающие принять участие в проекте точно будут, убежден председатель пермского отделения общества «Мемориал» Роберт Латыпов.
«Важнейший момент во всей этой истории, это то, что таблички посвящены простым, обычным людям, не начальникам. Не редко историю политических репрессий связывают с «начальственной возней», кто-то кого-то убрал в борьбе за власть. Есть такой миф в общественном сознании», - говорит инициатор проекта.
К примеру, в доме, где сейчас проживает Сергей Пархоменко, когда-то жил трамвайный кондуктор. В 30-х годах его арестовали по выдуманному обвинению в контрреволюционной пропаганде. Спустя некоторое время человек был расстрелян, а в годы «оттепели» реабилитирован.
Публика, собравшаяся на встречу с активистом, благодарила столичного гостя не только за проект «Последний адрес», но и за другие инициативы, в частности, за проект «Диссернет». За расследования в этой сфере Пархоменко поблагодарил даже пермский коммунист Алексей Бессонов, не преминув, впрочем, вступить с гостем в полемику. Сергей Пархоменко, в свою очередь, призвал критиков проекта подумать над своими собственными гражданскими инициативами: «Не трепитесь тут, а работайте!»
Инициаторами приглашения Сергея Пархоменко в Пермь выступили краевое отделение общества «Мемориал» и Фонд поддержки культурных проектов «Новая коллекция».
Информацию о проекте можно найти на сайте poslednyadres.ru.