С развитием технологий профессия «вор на доверии» приобрела новые формы. IT-мошенник не заберётся в дом. Он позвонит по телефону или напишет в соцсетях и выманит данные карты. Как защититься от обмана и сохранить свои деньги? Советы специалистов - в материале «АиФ-Прикамье».
Простота хуже воровства
«В соцсетях написала старая знакомая, предложила поучаствовать в акции известного банка и получить на карту 3000 рублей, – рассказывает пермячка Елена Сыромятова (имя изменено. – Ред.). – После моего отказа назвать данные карты проявила странную настойчивость. Тут я стала задавать личные вопросы и поняла: она ничего не знает о наших общих знакомых. Это были мошенники. Они создали фальшивый аккаунт с её фото».
«Позвонил сотрудник технической службы банка. Сказал, что с моей картой были подозрительные действия. Спросил реквизиты. Я всё рассказала, – делится своим опытом Алина Репнина (имя изменено. – Ред.). – Посмеялись с ним, что на карте всего 50 рублей, мол, не повезло мошенникам. На следующий день пошла в банк. Там мне сообщили, что никогда не звонят в случае подозрительных действий с картой – её сразу блокируют».
Мошенники атакуют со всех устройств, в разговоре идут на психологические манипуляции. Был случай, когда такой «сотрудник банка», войдя в роль, начинал кричать: «Пойдёте в ОБЭП разбираться с взятым на ваше имя кредитом».
Актёрские данные и наглость часто приводят обманщиков к успеху. Так, трёх продавщиц из Кудымкара мошенник, находясь в Краснодарском крае, по телефону убедил перечислить ему деньги на несколько разных сим-карт и купить алкоголь. А в Коми задержали пермяка, под видом сделки с недвижимостью уговорившего женщину, продававшую дачу, перечислить 35 тысяч рублей на его счёт. Его приятель из Уфы, изображавший сотрудника банка, по телефону убедил её, что так они устранят «технический сбой» и женщине придёт аванс.
В пресс-службе ГУ МВД по Пермскому краю подтверждают, что количество виртуальных мошенничеств растёт: с прошлого года число только зарегистрированных случаев интернет-мошенничеств в регионе увеличилось на 43,5 % (в прошлом году за 9 месяцев их было 2552, в этом – уже 3662). За это время полицейские завершили 541 уголовное дело об IT-мошенничествах (на 40,2 % больше, чем в прошлом году). В МВД считают, что дело не в карантине и не в том, что многие жители Прикамья перешли на дистанционную работу.
Развод по схеме
Способы обмана граждан в целом используются стандартные. Однако порой мошенники в них вносят новые штрихи.
Как сообщили «АиФ-Прикамье» в Управлении МВД России по городу Перми, есть три самых распространённых схемы, применяемых преступниками. Первая – «проблемы с картой»: мошенник звонит потерпевшему, говорит о неких операциях по его карте и просит назвать реквизиты. Вторая – звонок от «родственника в беде»: на домашний телефон звонит «родственник» и говорит, что попал в «переплёт» (совершил ДТП, подрался), нужны деньги. Третий способ – взлом страниц в социальных сетях, где также могут попросить помочь знакомым, одолжить деньги.
Часто людей обманывают через сайты бесплатных объявлений. Такие мошенничества в городском МВД делят на две категории. Обманул продавец: мошенник размещает объявление о продаже товара. Когда с ним связывается потерпевший, убеждает его в необходимости предоплаты, а товар не отправляет. Обманул покупатель: мошенник, просматривая объявления о продаже, выбирает потенциального потерпевшего, начинает общаться, получает доступ к реквизитам карт под предлогом перечисления предоплаты и похищает деньги.
Технический прогресс дошёл до такой степени, что мошенники за несколько минут могут зарегистрировать три-четыре абонентских номера. Иногда звонки поступают через интернет-канал (Viber Out или WhatsApp), и на них уже не действуют чёрные списки на вашем телефоне.
Сотрудник одного из пермских банков, специалист по обслуживанию вычислительной техники Александр Рожков советует для защиты от мошенничеств в соцсетях применять максимально сложные пароли – с разными видами знаков, сочетанием строчных и заглавных букв.
«Можно закрыть профиль и разрешить доступ к своим фотографиям только друзьям, удалить всех явно незнакомых людей из своих контактов, – говорит он. – На компьютер надо поставить мощный антивирус, который не позволит специальным программам скачать данные карты, если вы их использовали при онлайн-покупках».
Также специалист рассказывает, что есть элементарные способы отличить сотрудника банка от мошенника по телефону: банковский служащий никогда не станет просить данные карты, требовать перевести деньги или установить приложение на телефон. Мошенник будет торопить и рисовать страшные последствия того, что вы не выполните его просьбу. В таких случаях нужно положить трубку и перезвонить по номеру банка, указанному на сайте.
В МВД дают такой совет: если вы всё-таки поверили мошеннику и перевели деньги на счёт юридического лица, то сначала можно обратиться с претензией к руководству организации и попробовать решить вопрос в гражданском порядке. А затем – в правоохранительные органы. Если деньги перевели на карту физлица, стоит сразу звонить в полицию, где проведут разбирательство и попробуют вернуть деньги. Также можно оперативно обратиться в банк и попробовать приостановить операцию.
В ногу с коронавирусом
В последнее время мошенники в регионе стали проявлять повышенный интерес к юрлицам. Не так давно краевой Минпромторг заявил о том, что промышленникам стали поступать звонки и электронные письма, в которых предприятиям предлагают вложиться в Фонд борьбы с коронавирусом. При этом реквизиты получателя не имели никакого отношения к официальному краевому фонду. Также мошенники предпринимают попытки хищения средств со счетов организаций и юрлиц.
Чтобы защитить предприятие от мошенников, полицейские советуют так организовать бизнес-процессы, чтобы на компьютере в бухгалтерии не было Интернета и он был максимально защищён от посторонних лиц. Общая же рекомендация для предпринимателей и обычных граждан одна: не будьте слишком доверчивы.
Сами дают реквизиты
«Анализируя преступления, можно сделать вывод, что цель мошенников – это получение информации о банковских картах. Часто люди сами говорят мошенникам реквизиты своей карты. После этого и происходит хищение. По мере того, как население становится более бдительным, мошенники меняют предлог для общения. При поступлении звонков от якобы сотрудников банка ни в коем случае нельзя сообщать реквизиты банковских карт, пароли, приходящие в смс-сообщениях на сотовый телефон. Надо обратиться в отделение банка с письменным заявлением о проведении проверки по несанкционированному доступу к банковским счетам. Если вам в соцсетях или по телефону сообщают о проблемах с родственниками, надо связаться с этими людьми, игнорируя требования злоумышленников. В случае совершения мошеннических действий нужно незамедлительно обратиться в полицию по тел.: 02 (с сотового – 102)».
«Гигиена» в соцсетях
«Есть специальные приложения для телефонов, которые могут фильтровать спам-звонки, в том числе от мошенников, и отсекать их. Чтобы не вскрыли ваш аккаунт, есть простое правило «гигиены» в соцсетях. Необходимо менять свой пароль хотя бы раз в квартал, пусть даже на одну цифру. Никто из хакеров не сидит и специально не взламывает именно вашу страницу. Это происходит в автоматическом режиме. Единственная цель злоумышленника – получить доступ к странице и выманивать деньги у ваших друзей. Этот взлом опасен и тем, что ваши конфиденциальные данные, переписка, фотографии попадают к злоумышленникам. И вас могут шантажировать данными, которые стали известны после взлома».