Апостолы, мученики и чудотворцы. Кем были при жизни пермские святые?

15 февраля верующие отметили один из главных христианских праздников – Сретение Господне. «Сретение» переводится как «встреча», встреча человека с Богом. Согласно евангельскому повествованию, на 40-й день после рождения Иисуса родители Мария и Иосиф принесли его в храм. Там святое семейство встретил Симеон Богоприимец.

   
   

Для Пермской земли встреча с Христом произошла на 14 столетий позднее. Древние миссионеры Стефан, Герасим, Питирим и Иона шли вглубь огромной языческой страны – Перми Великой, свергая идолов и просвещая зырян и вогулов. Как и первые христиане, они терпели мученическую кончину. 

Пострадавшие за веру пермские мученики и исповедники были причислены к лику святых. Два года назад произошло значимое духовное событие – Патриарх Кирилл установил новый церковный праздник – Собор пермских святых. Его отмечают в первое воскресенье после 11 февраля (день памяти первых пермских святителей). Всего в пермском Соборе насчитывается более 100 имён.

Сайт «АиФ-Прикамье» собрал 10 удивительных историй пермских святых.

1. Святитель Стефан: грамота для зырян-язычников

Святитель Стефан. Изображение предоставлено Пермской епархией

Святитель Стефан, епископ Великопермский, стал первым, кто начал крестить пермские языческие племена.

Будущий Апостол земли Пермской родился примерно в 1346 году в Великом Устюге. Согласно преданию, его матери в трёхлетнем возрасте святой старец Прокопий Устюжский предсказал рождение сына Стефана, который станет епископом Пермским.

В то время языческие зыряне вели оживлённую торговлю с Великим Устюгом. Юноша Стефан часто общался с инородцами, овладев в совершенстве их языком. Уже с этих пор он стал мечтать о том, чтобы просветить зырян. Это стремление воодушевило святого Стефана создать для зырян письменность, которой у них не было. В качестве алфавита молодой подвижник использовал зырянские знаки на дереве, с помощью которых охотники вели торговлю.  В азбуке было 24 буквы. Святой Стефан перевёл на зырянский язык богослужебные книги и частично Священное Писание.

   
   

Чувствуя себя уже достаточно подготовленным к делу Евангельской проповеди, святой Стефан отправился в пермскую землю. Язычники-зыряне поклонялись стихиям (воде и огню), зверям и деревьям. Их главное божество – каменный идол «золотая баба», которому приносились жертвы. Смерть ожидала каждого, кто осмелился бы коснуться их языческих «святынь». А святитель Стефан сокрушал идолов и кумирни. Убеждая словом, он обращал в христианство всё новых и новых язычников. Так продвигался он в глубь пермской страны, сопровождаемый на каждом шагу опасностями. По наущению волхвов святого неоднократно пытались сжечь. Но кроткое лицо и дружелюбная речь святого на родном языке зырян обезоруживали нападавших.

На месте капищ Стефан возводил храмы, которые украшал иконами. Часть икон он написал сам. Богослужения в храмах шли на зырянском языке. При храме было учреждено первое учебное заведение.

18-летние изнурительные труды и подвиги подорвали здоровье Стефана. 26 апреля 1396 года святитель скончался. Ему было 50 лет.

2. Святитель Герасим: смерть старца от руки слуги-вогула

Святитель Герасим. Изображение предоставлено Пермской епархией

Блаженный Герасим продолжил сложнейший путь своего предшественника святителя Стефана. Не жалея ни сил, ни здоровья он старался как можно глубже вкоренить в сердцах новокрещённых зырян православную веру. И ревностный пастырь имел великий успех.

XV столетие - время страшных набегов на Пермские земли. Жители, спасаясь от врагов, прятались в лесах. Епископ Герасим не переставал всех успокаивать и помогать, странствуя по Перми из конца в конец. Новгородцы и вятчане, тронутые его просьбами и увещеваниями, возвращали зырянам отнятое у них имущество. А также жертвовали на пермские храмы и монастыри. Даже свирепые вогуличи уступали просьбам маститого старца и прекращали свои набеги.

Однако смерть святой принял именно от руки вогула, своего слуги. Новокрещенный послушник удушил святого омофором, широкой лентой с изображениями крестов. На это злодейство слуга решился под влиянием своих родных-язычников, которые не желали отступать от веры предков.

3. Святитель Питирим: креститель князей Руси и пермских язычников

Святитель Питирим. Изображение предоставлено Пермской епархией

Святитель Питирим - ёще один преемник Стефана Великопермского. Родом был из Ярославля. Он был просвящённым, образованным человеком, приближенным к Великокняжескому двору. Крестил Иоанна III, будущего великого князя московского и всея Руси. И отправился в далёкую окраину просвещать пермичей.

Епископ поучал в домах, проповедовал в храмах, а чаще всего беседовал с народом на открытых площадках, объясняя правила веры. Даже вогуличи, злейшие враги зырян, стали постепенно обращаться в христианство. Зыряне наконец вздохнули свободно, получив надежду на мир с единоверцами.

Но озлобленный предводитель вогулов Асыка зверски убил святителя Питирима, когда тот освящал воду в реке. На месте мученической кончины святого соорудили сруб, куда положили его тело. Сорок дней местные церковнослужители ждали ответ из Москвы, что же делать дальше. Несмотря на знойный август, тело не разлагалось. На поклонение к Епискому шли жители ближних и дальних селений, и многие получали благодатную помощь.

4. Святитель Иона: окончательное христианство в Перми Великой

Четыре просветителя Великопермских: Стефан, Герасим, Питирим, Иона. Изображение предоставлено: Пермский стиль

Пятый епископ Пермский Иона принял кафедру, обагрённую кровью двух пермских предшественников. Подобно им, он встретил на своём пути немало лишений, опасностей и гонений. За 15 лет своего святительского служения он окончательно обратил в христианство народы Великой Перми.

Святитель построил храмы на месте идольских капищ, открыл школы для детей. Предчувствуя близость кончины, святитель Иона побывал даже в самом отдалённом уголке своей епархии. Он старался лично поговорить с новообращёнными христианами.

Его святое тело покоится близ святых мощей двух пермских чудотворцев – Герасима и Питирима. И сегодня верующие говорят о чудесах исцеления, которые творят почившие святители.

5. Преподобный Трифон Вятский: святой странник

Преподобный Трифон. Изображение предоставлено Пермской епархией

Будущий святой Трифон родился в семье зажиточных крестьян Архангельской губернии. Он с детства отличался религиозностью. Странником он обошёл города и сёла русского Севера. Около 1565 г. Трифон появился в имении Строгановых – Орле-городке. Остановился как нищий на паперти храма.

Сохранилось множество свидетельств о чудесных событиях, связанных с пермским святым. Так, однажды во время лютого мороза люди Строгановых сбросили подвижника с высокой горы. Он остался целым и невредимым. Трифон не только не сердился на обидчиков, но и молился о них. О нём распространилась молва как о святом страннике. Узнав об этом, Яков Строганов обратился к Трифону с просьбой помолиться о его тяжёлобольном сыне. И по молитвам преподобного произошло первое чудо исцеления. В дальнейшем этих чудес будет много. Он возвращал не только здоровье больным, но даже иссякший рассол в соляные варницы монастыря.

Преподобный бежал от славы. Он старался каждый раз удалиться в какое-нибудь пустынное место, как, например, земли современных Нижних Муллов. Также Трифон положил основание будущему монастырю – Успенской Чусовской пустыни.

Как и многие другие русские святые (преподобный Сергий Радонежский, Кирилл Белозерский, Варлаам Хутынский), преподобный Трифон был духовным наставником людей разных сословий: от князей и бояр до крестьян. Дружил с двумя Святейшими Патриархами 16 века – Иовой и Гермогеном.

Известно, что преподобный скудно питался, не пил вина, носил на теле железные вериги и власяницу. Все пожертвования святой отдавал в монастырскую казну, сам в келье ничего не имел, кроме святых книг и икон.

6. Священномученик Андроник: первая кровь «красного террора»

Священномученик Андроник. Изображение предоставлено Пермской епархией

Святой священномученик Андроник (в миру Владимир Никольский), епископ Пермский и Кунгурский, стал одним из первых новомучеников и исповедников Прикамья.

Он родился 1 августа 1870 года в селе Поводнево Мышкинского уезда Ярославской губернии в семье псаломщика. В 23 года по благословению святого праведного Иоанна Кронштадского принял монашеский постриг. Через некоторое время молодой иеромонах стал миссионером в Японии. Через месяц отец Андроник уже смог отслужить всенощную на японском языке. А за два года овладел японской речью в совершенстве.

В Перми владыка Андроник оказался в 1914-м году. В труднейшее для России время он принял сан архиепископа и со всей страстью обличал распоясавшуюся новую власть как разбойников, бесстыдно обманывающих народ. Он смело увещевал даже самого императора Николая II, критикуя личность Григория Распутина – друга царской семьи.

Архипастырь пользовался у людей большим уважением. Никогда ещё древняя пермская земля не знала такого духовного расцвета. Попечительство о бедных, книжные лавки, детские приюты и богадельни, великолепные соборы – всё это было делом рук святителя Андроника. Он строго постился, обходился малым количеством пищи. Одевался просто, никогда не носил шёлковых ряс и наград. Архиерейской каретой владыка не пользовался. Простота и сосредоточенность, ни малейшего оттенка человекоугодия. Подвижник, молитвенник, он даже на смерть шёл своей обычной быстрой походкой. Со спокойствием и молитвами владыка Андроник принял мученическую кончину. Палачи заставили архиерея рыть себе могилу и, закопав его живым, расстреляли через слой земли.

7. Священномученик Феофан, епископ Соликамский: казнь в проруби до обледенения

Священномученик Феофан. Изображение предоставлено Пермской епархией

Епископ Соликамский Феофан (в миру Сергей Петрович Ильменский) был родом из Саратовской губернии. Современники свидетельствовали, что владыка был усердным молитвенником, простым, открытым человеком, внимательным к нуждам людей. Подобно архиепископу Андронику, бесстрашно обличал безбожие.

Арестованного чекистами Соликамского епископа специально доводили сокамерники. Они всячески издевались над Феофаном, запугивали его. Владыка не ел, не спал, страдал галлюцинациями, манией преследования. Думал, что все вокруг хотят его убить, отравить.

Сохранилось свидетельство того, как проходила казнь над Феофаном. Ночью в 30-градусный мороз чекисты привели владыку на берег уже замёрзшей Камы. Там они сорвали со своей жертвы одежды. Заплели волосы епископа в косички, чтобы продеть под них жердь и приподнять таким способом его на воздух. Держа за концы этот шест, палачи постепенно опускали архиерея в прорубь, а через полминуты поднимали его на поверхность. Снова и снова опускали они владыку в ледяную воду Камы. Тело его покрылось льдом толщиной в два пальца. Но мученик всё ещё оставался жив. Тогда палачи решили его утопить. Вместе с ним под лёд бросили ещё 9 человек.

8. Преподобномученик Варлаам: от раскольника к настоятелю Белогорья

Преподобномученик Варлаам. Изображение предоставлено Пермской епархией

Преподобномученик Варлаам (Коноплёв), будущий настоятель Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря, родился в 1858 году в Осинском уезде Пермской губернии. Его родители-крестьяне были старообрядцами-беспоповцами. В юности будущий архимандрит в поисках истины вёл долгие беседы с авторитетами различных раскольничьих сект и даже вступил в австрийскую секту. Он стал ревностно её проповедовать, восхваляя и защищая, чем немало навредил государственной Церкви. Обладая даром превосходного красноречия, он влиял на умы людей. Многие последователи православия пошли в секту.

Однако со временем коренной старообрядец всё-таки поменял взгляды. И в 1880 году Варлаам принял участие в сооружении первых построек монастыря на Белой горе. Кстати, именно Белогорье было одним из мощных центров староверов. Поэтому здесь и начали возводить монастырь, чтобы привлечь раскольников в лоно православной церкви. Через 30 лет Варлаам стал первым настоятелем Уральского Афона.

Начавшиеся массовые репрессии докатились и до Белой Горы. Здесь террористы действовали с особой жестокостью. В 1918 году Варлаама арестовали вместе с братским духовником иеромонахом Вячеславом. Архимандрит был зверски замучен и расстрелян. Его тело бросили в Каму. Отцу Варлааму было 60 лет.

После убийства настоятеля варварскому разгрому подвергся весь комплекс Белогорского монастыря. Следом за архимандритом мученический венец приняли и другие служители обители.

9. Белогорские монахи: кровавая вакханалия

Белогорская братия. Изображение предоставлено Пермской епархией

С августа 1918 года по январь 1919 года большевики расстреляли и замучили 34 монахов Белогорского монастыря, в том числе и иеромонаха Сергия, нового настоятеля. Во время кровавой вакханалии было арестовано около 170 белогорцев. Некоторых монахов мобилизовали в Красную армию. Других угнали на принудительные работы на станцию Шумаково и на Губахинские копи. Третьи скрылись и бежали во время отступления красных из Перми. Четвёртых зверски убивали за отказ работать на своих мучителей, либо за несогласие на мобилизацию в ряды Красной армии.

Из 400 человек братии цветущего некогда Белогорского монастыря в 1919 году при освобождении его Сибирскими войсками в обитель вернулось лишь 43 человека.

10. Преподобноисповедник Кукша Новый: лагерный зэк и святой прозорливец

Преподобноисповедник Кукша Новый. Изображение предоставлено Пермской епархией

Схиархимандрит Кукша (Косьма Кириллович Величко), родился в 1875 году в благочестивой семье Николаевской губернии. Как «служителя культа» в 1938 году его приговорили к 5 годам концлагерей и отправили в Соликамский лагерь. Так, в возрасте 63 лет батюшка оказался на изнурительных лесоповалочных работах. Труд был очень тяжёлым, особенно в зимнее время, в лютые морозы. Работали по 14 часов в сутки, получали по 400 граммов хлеба и «баланду», в которой изредка плавал маленький кусочек мяса. Но отец Кука терпеливо и благодушно переносил все страдания, стараясь своим примером духовно укрепить окружающих.

В лагере от изнурительной работы и плохого питания многие умирали от дизентерии. Заболел и отец Кукша. Батюшку уже перевели в палату для смертников. Но на врачебном обходе молодой врач-киевлянин узнав, что отец Кукша – земляк, стал лично лечить его. Через два месяц батюшка поправился.

Сохранились воспоминания преподобномученика, как на Пасху с ним произошло чудо.  Он уже так ослаб от голода, что ветром качало. А в это время за колючей проволокой повара носили из кухни в столовую для охранников противни с пирогами. И над ними летали вороны. Святой Кукша так нестерпимо захотел есть, что взмолился, чтобы ворон принёс ему кусочек пирога. Вдруг к его ногам в снег упал пирог. Это ворон стащил его с противня у повара. После Соликамского лагеря старца ещё на 5 лет сослали в одно из сёл близ Кунгура.

Кукша был великим прозорливцем. Многие шли к нему со своими бедами и проблемами, а он уже всё знал наперёд и встречал человека с нужными словами. Своей молитвой он исцелял людей от душевных и телесных недугов.

Блаженный старец предвидел свою кончину. Он говаривал: «90 лет – Кукши нет». Отец Кукша немного не дожил до 100 лет. Почитание преподобного началось сразу после его кончины.