Правила не для всех
Аварии с участием автобусов нередко мелькают в сводках ДТП. Справедливости ради стоит отметить, что не всегда виновником происшествия на дороге становится водитель. И всё же качество пассажирских перевозок в Перми и регионе высоким пока назвать нельзя.
Например, в сентябре этого года прокуратура Орджоникидзевского района привлекла к ответственности перевозчика, который работает на маршруте № 49 «Пермь II – Заозерье». Водитель автобуса Mercedes-Benz насмерть сбил пешехода, пересекавшего дорогу по нерегулируемому переходу. 58-летний мужчина скончался на месте происшествия до прибытия скорой помощи.
Сотрудники прокуратуры выяснили, что 23-летнего водителя в прошлом и в этом году привлекали к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения более 30 раз. В организации, в которой он трудился, при приёме на работу эти данные вообще не проверили. К счастью, не все перевозчики отличаются такой же беспечностью в найме сотрудников. Чаще всего причина нарушения правил кроется в другом.
«Все мы знаем, что оплата труда водителя зависит от того, сколько денег он привезёт. Отсюда и гонки между автобусами, которые стараются раньше конкурентов приехать на остановку. По сути, сама система оплаты труда, когда водитель получает процент от количества перевезённых пассажиров, стимулирует нарушения ПДД», – пояснил нач. отделения технического надзора ОГИБДД МВД Алексей Винокуров.
Отказали тормоза
Сотрудники Госавтоинспекции города за девять месяцев 2017 года выявили 6776 нарушений ПДД водителями автобусов. Чаще всего они игнорируют правила перевозки людей, проезд пешеходных переходов, перекрёстков, едут на запрещающий сигнал светофора и т. д. Инспекторы ГУ МВД по Пермскому краю, в свою очередь, обнаружили более 10 тыс. нарушений: водители выезжают на встречку, управляют машиной, которая не прошла техобслуживание, не имеют прав категории D.
17 водителей и вовсе сели за руль в пьяными. 88% водителей автобусов до совершения автоаварий ранее привлекали к административной ответственности за нарушения ПДД пять и более раз, 63% – более 20 раз. Главной причиной аварий, которые произошли по вине водителей автобусов, инспекторы считают низкую их транспортную дисциплину. Кроме того, недобросовестные перевозчики (в основном индивидуальные предприниматели) переходят с рынка транспортных услуг в нелегальный сектор. Они позиционируют свою работу как деятельность для собственных нужд. Это даёт им возможность не обременять себя налоговыми отчислениями и гарантией соблюдения обязанностей по обеспечению безопасности перевозок пассажиров.
Хотелось бы, чтобы перевозчики и водители думали не только о прибыли, которую они получат или могут потерять. И не забывали о главном: перевозить людей – это большая ответственность.