Безработицу вызывали? В Прикамье 49 тысяч человек остались без заработка

За девять месяцев 2020 г. число нетрудоустроенных в регионе выросло почти в четыре раза. © / АиФ

Коронавирус бьёт не только по здоровью жителей, но также по экономике и финансовому благополучию людей. Число нетрудоустроенных в регионе стремительно растёт, в то время как краевые чиновники утверждают, что в банке вакансий тысячи предложений. Что же на самом деле происходит?

   
   

Пандемия подкосила

Пермячка Ирина М. (имя изменено по просьбе женщины) осталась без работы ещё за несколько месяцев до пандемии. У неё неполное высшее образование, богатый опыт работы. Она регулярно откликалась на вакансии и проходила собеседования, но найти адекватное место никак не получалось. То работодателя не устраивал её возраст (Ирине всего 40 лет), то требования и зарплатные обещания были очень мутными, то заявленная в объявлении вакансия не соответствовала действительности.

Женщина сбилась с ног в поисках работы. Перебивалась подработками, когда грянула пандемия. И тогда найти что-то стоящее стало ещё сложнее. Так как у женщины нет прописки в Перми (она приехала сюда много лет назад с севера края и снимает жильё), на учёт в центр занятости для получения пособия и помощи с поиском работы она встать не могла (правила диктуют строгую привязанность к месту жительства).

История Ирины – одна из тысячи. По данным Пермьстата, за девять месяцев 2020 года число нетрудоустроенных в регионе выросло почти в четыре раза. Ведомство сообщает, что на конец сентября на учёте в центре занятости населения было уже 66134 человека (в 3,9 раза больше, чем было на конец сентября прошлого года).

По данным Пермьстата, за девять месяцев 2020 года число нетрудоустроенных в регионе выросло почти в четыре раза.

В Министерстве соцразвития края называют другие цифры, уже на данный момент:

«Сегодня численность безработных, состоящих на учёте в службе занятости, чуть более 49 тысяч человек. Сравнение с аналогичным периодом прошлого года считаем некорректным, так как были разные условия на рынке труда. В этом году изменения связаны с введением ограничительных мер из-за коронавируса. Однако результаты активной политики по снижению уровня безработицы в регионе имеют положительную динамику: численность безработных снижается ежедневно».

Губернатор Пермского края Дмитрий Махонин ставит амбициозные задачи на этот счёт.

   
   

«Наша цель на 2023 год – достичь уровня безработицы не более 3,3 %», – заявил он.

Ситуация не столь критичная

В начале октября эксперты международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza оценили реальную безработицу в стране в два раза выше официальной. По их данным, в Прикамье 145,8 тыс. нетрудоустроенных.

«По состоянию на 1 октября в службу занятости в этом году обратились почти 65 тысяч человек, которые длительное время не работали официально. Мы полагаем, что часть из них осуществляли деятельность без оформления трудовых отношений», – комментируют ситуацию в Минсоцразвития.

Старший преподаватель кафедры экономики и финансов ПНИПУ Юлия Стародумова считает, что пока в регионе ситуация не очень критичная.

«Взрывной рост безработицы, отмечаемый во всех без исключения субъектах Российской Федерации, начался еще в апреле и пока не имеет тенденции к снижению. При этом Пермский край находится не в лидерах антирейтинга, у нас пока относительно благополучная ситуация: ведь есть регионы, где безработица составляет свыше 10 % трудоспособного населения. Дело в том, что в связи с пандемией правительство сильно повысило рост социальной защищенности граждан. Еще в первую волну был принят ряд мер, упрощающих получение статуса безработного, и выросли пособия по безработице. Поэтому сильное несоответствие числа вакансий и претендующих на них – следствие «выхода из тени» ранее скрыто безработных», – утверждает она.

По её мнению наш регион выигрывает за счёт весомой промышленной составляющей.

«Так как у нас много крупных промышленных предприятий, которые предоставляют рабочие места и чья деятельность не так сильно пострадала от пандемии, у нас не ожидается сильного всплеска числа безработных, – считает эксперт. – Рецепт восстановления рабочих мест един для всех регионов – это восстановление экономической активности. Во время весеннего локдауна в основном пострадали сферы, связанные с оказанием услуг населению. Из-за вводимых ограничений значительно сократилась платежеспособность. Поэтому новые рабочие места возникнут тогда, когда у людей появятся деньги на товары и услуги, когда отменят ограничительные меры. К сожалению, получается замкнутый круг. Исправить ситуацию помогут программы поддер­жки – упрощение процедуры закупок у малого бизнеса; расширение сотрудничества гос­предприятий и малого и среднего бизнеса; делегирование части соцуслуг, оказываемых государством, предприятиям».
Есть мнение, что коронавирус с нами теперь навсегда. Поэтому, на мой взгляд, нужно пересматривать систему в целом. Если мы будем жить в постоянном ожидании – пока закончится первая волна, пока закончится вторая волна, а потом может быть и третья, и пятая – то ничего хорошего не будет.

На вопрос, когда же всё вернётся в прежнее русло, эксперт даёт не очень радужный ответ. Возможно, как раньше уже не будет никогда.

«Есть мнение, что коронавирус с нами теперь навсегда. Поэтому, на мой взгляд, нужно пересматривать систему в целом. Если мы будем жить в постоянном ожидании – пока закончится первая волна, пока закончится вторая волна, а потом может быть и третья, и пятая – то ничего хорошего не будет. Поэтому, на мой взгляд, нам нужно планировать свою жизнь в привязке к новым реалиям и изменять поведение и меры поддержки здесь и сейчас, не дожидаясь чего-то. Поэтому успешное решение проблемы безработицы, на мой взгляд, будет зависеть от нашей с вами способности перестроиться под новые реалии», –  поянсяет Юлия Стародумова.

Какой работник нужен?

В Минсоцразвития рассказали, что работодатели в большом количестве направляют в службу занятости вакансии в сфере промышленности, производ­ства, строительства, транспорта (чуть более 14 тыс. предложений), а вакансий в сфере услуг и администрирования заявлено в два раза меньше.

Но что делать, если у человека неподходящие «корочки»? Есть вариант бесплатно получить новую квалификацию, причём в любом возрасте.

Работодателям нужны специалисты в сфере промышленности, производ­ства, строительства, транспорта.

«Можно подать заявку в службу занятости по месту регистрации. Ежегодно для безработных, женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребёнком до трёх лет, пенсионеров, предпенсионеров и граждан старше 50 лет организовывают обучение. Сегодня актуально это в том числе через федеральный проект Worldskills «Молодые профессионалы» по обучению лиц, пострадавших от коронавирусной инфекции. Подробности по всем программам можно узнать у сотрудников службы занятости», – пояснили в Минсоцразвития.

В Прикамье при техникумах открыто 25 многофункциональных центров прикладных квалификаций по 12 главным отраслям экономики: машиностроение и металлообработка, строительство, сфера ЖКХ, горнохимическое дело, химическая отрасль, сельское хозяйство, лесное хозяйство, техника и технологии наземного транспорта, авиационная и ракетно-космическая техника, нефтегазовая отрасль, здравоохранение и сфера обслуживания.

«Там можно пройти бесплатное обучение по специальностям: вальщик леса, оператор станков с программным управлением, лаборант химического анализа, станочник широкого профиля и т. д.», – рассказали в Минобрнауки.

Ещё в регионе есть Центр опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП). Там существует три направления: информационные и коммуникационные технологии, производство и инженерные технологии, а также творчество и дизайн. Обучение или переподготовка займут от одного до шести месяцев (в зависимости от выбранной программы). Перечень компетенций насчитывает более десятка направлений – от разработки мобильных приложений до графического дизайна.

«Центр предполагает обучение всех категорий граждан – как с наличием образования, так и без. Сейчас, когда из-за пандемии наблюдается сокращение кадров в некоторых сферах, особенно важно создавать такие программы переподготовки кадров, которые могут быть полезны и доступны населению, – считает министр образования и науки Пермского края Раиса Кассина. – ЦОПП – это та площадка, которая будет готовить кадры под запросы региональных предприятий и организаций, в том числе для цифровой экономики. В целом мы позиционируем этот Центр как площадку-агрегатор образовательных ресурсов, который собирает заявки людей, желающих получить новую профессию».

Кстати, почти 500 жителей приступили к переподготовке в центрах на базе колледжей и вузов по программе обучения пострадавших от коронавируса. Это люди, у которых есть риск увольнения, выпускники образовательных организаций, а также ищущие работу. После прохождения программы слушатели получат документы о квалификации. Результаты занесут в федеральный реестр сведений, а также скиллс-паспорт с профилем полученных профессиональных компетенций (перечень большой – от сварочных технологий до флористики).

Ждать до лета

Кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента ПГНИУ Татьяна Алфёрова:

«Снижению безработицы всегда способствует создание рабочих мест и помощь в трудоустройстве или самозанятости. На стабилизацию сложившейся ситуации на рынке труда в Пермском крае направлено уже более 1 млрд руб. Это материальная помощь работникам «пострадавших отраслей», меры поддержки работодателям. Кроме того средства направили на создание 6 тыс. дополнительных рабочих мест, ведется работа по привлечению инвестиций, в частности, подтверждены инвестпроекты на сумму более 1,5 млрд рублей.

Для сохранения 3,5 тыс. рабочих мест предусмотрены субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства. Центром занятости населения реализуется программа «Начни свое дело» для обучения созданию собственного малого и микробизнеса за 1, 5 месяца и получения единовременной финансовой помощи от Центра занятости населения или от органов социальной защиты. Реализуется проект ЦПК «Становление» под названием «Вектор роста» и др.

Мер и программ на сегодня достаточно. Главное, чтобы они дошли до адресатов.

 

Мер и программ на сегодня достаточно. Главное, чтобы они дошли до адресатов. Выравниванию ситуации на рынке труда мешает пандемия. К сожалению, прогнозы по стабилизации рынка труда тесно связаны с прогнозом по СОVID-19. Это значит, что ожидать улучшения раньше лета 2021 года не приходится».

Что делают власти?

Замминистра социального развития Пермского края Марина Визе:

«Для снижения напряжённости на рынке труда действует программа по созданию дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан с предоставлением субсидии работодателям на возмещение оплаты труда вновь принятых работников. Особое значение имеет наполнение регионального банка вакансий: сейчас их уже более 22 тысяч, а после соглашения с крупнейшей международной компанией HeadHunter их стало на 10,7 тыс. больше. Для желающих найти работу создали государственный информационный ресурс «Работа в России», на котором также можно размещать резюме и дистанционно контактировать с работодателями».