Что делать, если у тебя есть идея, но ты не знаешь, как её реализовать? Как быть, если уже ведёшь предпринимательскую деятельность, но что-то не получается?
Когда около десяти лет назад во всех крупных городах открывали бизнес-инкубаторы, было непонятно, зачем они нужны. Ведь кажется, что с талантом бизнесмена надо родиться. И никакая искусственная среда не заставит человека мыслить категориями бизнеса. Так ли это? Об этом беседа с директором Пермского городского бизнес-инкубатора Андреем Новиковым.
На модной волне
Лариса Садыкова, «АиФ-Прикамие»: Когда создавали Пермский городской бизнес-инкубатор, это было модно. Для кого его задумывали?
– Кто ваша целевая аудитория сегодня?
Среда для роста
– У вас очень молодой коллектив. У всех сотрудников есть личный опыт построения эффективного бизнеса?
– Нет, собственный бизнес никто из нас не ведёт, хотя все обладают определёнными компетенциями и широким кругозором. Можно быть предпринимателем и получать удовольствие от этого, а можно помогать другим строить бизнес. И делать это профессионально.
– Есть стереотип, что учит вести дело тот, кто сам не в состоянии построить своё.
– Думаю, к нам это точно неприменимо. Те, кто приходят в бизнес-инкубатор, обычно задают одни и те же вопросы. Можно провести исследование, собрать вопросы, найти ответы и выпустить методичку. Она будет универсальной. Но, скорее всего, её никто не будет читать. Потому что каждому нужен индивидуальный подход, чтобы разбирали лично его ситуацию. Хотя все основные проблемы, как и алгоритмы их решений, стандартны. Поэтому мы индивидуально разбираем с авторами идей, как применять универсальные методики конкретно в их случаях и с учётом того, на каком этапе находится проект, к какому результату хочет прийти предприниматель. Чтобы помочь разобраться человеку, не обязательно вести собственный бизнес. Зато необходимы специфический склад мышления и навыки.
– Конечно. Есть упёртые люди, которым самоуверенность или какие-то другие качества не позволяют быть критичными к тому, что они хотят сделать. Говоришь человеку: «Вот в этом месте возникнет проблема, надо придумать другое решение». А он упирается: «Быть такого не может, всё равно сделаю». У таких шансов чего-то добиться мало. А есть люди, которые живут своей идеей и в любой ситуации пытаются проверять её актуальность и жизнеспособность. Таких не остановить, и, как правило, у них всё получается.
Избавляем от комплексов
– Предположим, у меня есть идея изготовления сувенирной продукции, есть готовые эскизы, но я не знаю, как это превратить в бизнес. Вы мне сможете помочь?
– Да. Готовы познакомить с людьми, которые помогут организовать продажу вашей продукции в своих точках. Расскажем, как организовать технологический процесс. Познакомим с теми, у кого простаивает как раз то оборудование, которое вы будете искать: лазерный резак, маленький фрезер, швейная машина и т. д. У этих людей уже есть опыт в сфере, которая заинтересовала вас, и они могут поделиться опытом.
– Но ведь, по сути, они – потенциальные конкуренты?
– Это ошибка – воспринимать их как конкурентов. У вас нет опыта, а они уже знают эту сферу, представляют, что сработает, а что нет. Вы потратите много времени, чтобы самостоятельно приобрести опыт. Почему бы не обсудить с ними вашу идею? Возможно, её придётся подкорректировать, чтобы продукт был востребован. А если у вас хорошая идея, с помощью их опыта и ресурсов можно прийти к результату значительно быстрее. Успех сегодня зависит не от идеи, а от того, насколько быстро и эффективно её воплотили.
– Получается, они будут зарабатывать на том, что придумала я?
– Считаю, что просто украсть идею и потом её воплотить невозможно. Сама по себе любая идея стоит ничтожно мало. Куда дороже механизм её воплощения. Вы что-то придумали, стали разрабатывать технологию. О вашей идее узнают. Тот, кто подсмотрит, будет что-то своё придумывать и создаст уже другой продукт. Вы всё равно будете идти на шаг впереди. Ну а близость конкурентов не позволит расслабиться.
– Нужно формировать интерес ко всему новому, желание общаться, умение принимать решения, критичность и другие качества, полезные в бизнесе. Взрослые часто из благих побуждений формируют в детях комплексы на всю жизнь. Вдалбливают, что нельзя разговаривать с незнакомыми, например, а потом вырастает человек, который не способен заговорить с прохожим на улице. Вы видели на улице людей с табличками, на которых написано «Ищу партнёра», «Есть бизнес-идея» или «Инвестирую в проект»? Нет. Но именно от коммуникативных навыков зависит успех в жизни.