Научиться чему-то теоретически ещё никому не удавалось. Можно прочитать тонну книг, прослушать множество лекций, но результат будет так себе. Только практика помогает отработать навыки и понять, ваше ли это дело.
Спасение телёнка
«Коровы с самого раннего возраста очень любят ласку. Им нравится, когда у них чешут за ушком. Если ты хорошо к ним относишься, то и они относятся к тебе хорошо, – говорит Анастасия. – Они умеют заботиться и друг о друге. Бывает, мне надо укол одной из них поставить, так её «подруги» не пускают меня к ней, защищают. Коровы очень любят музыку, причём любую – и классическую, и популярную. Она их успокаивает. Помню, однажды на ферме электричество отключили. Музыка умолкла, и животные начали сильно беспокоиться. Волновались до тех пор, пока она не начала звучать снова».
Девушка так много узнала о коровах после того, как стала регулярно ездить на практику в хозяйства края. Как и все студенты ПГАТУ, Анастасия не только изучает теорию, но и имеет возможность осваивать будущую специальность на лучших предприятиях края.
«Практику проходила в агрофирме «Труд» и колхозе им. Чапаева в Кунгурском районе, – пояснила студентка. – В этом году мне уже приходилось лечить коров. Знаете, у них есть такие заболевания, которые в 60% случаев могут привести к смерти, особенно у телят. Помню, как у одного телёнка начались судороги, он не мог встать. Я поставила ему укол, и ему стало легче, а после курса лечения он выжил. Когда ты своими руками спасаешь чью-то жизнь – это удивительное чувство, которое не описать словами. Сейчас я не представляю, кем ещё могу работать. Профессию выбрала ещё в школе. Я любила биологию, химию и сначала хотела стать экологом. Но изучила рынок труда и увидела, что в сельском хозяйстве нужны ветеринары. Сразу поняла, что мне – туда. Ведь что для человека важно? Заниматься любимым делом и быть востребованным».
Счастливый балл
«Хотел стать геологом, но для поступления на геологический факультет мне не хватило одного балла. Я решил поступать сюда и сейчас нисколько не жалею. Счастливый балл оказался, – смеётся Павел. – В университете мы получаем хорошее образование, есть большие возможности во внеучебной деятельности (например, участие в студенческих отрядах) и, конечно, практика. Я проходил её и в Пермском крае, и за его пределами. Работал и слесарем, и помощником главного инженера. В одном из хозяйств мне доверили управление зерноуборочным комбайном, а это очень сложная машина. Есть представление, что на селе только лопатами работают. Это уже давно не так. Техника сейчас очень дорогая и производительная. У нас в крае с каждым годом развиваются технологии возделывания, уборки, появляются животноводческие комплексы. Поэтому мне после окончания университета не нужно будет долго искать работу, особенно после прохождения практики. Стараюсь больше ездить, смотреть, чтобы после окончания не метаться, а ехать в определённое место. Предложения у меня уже есть – остаётся только выбрать. К тому же сейчас для молодых специалистов создают хорошие условия: дают жильё, они получают надбавки. Только работай!»
Нужно всем
«Это взаимовыгодное сотрудничество. Министерство поддерживает и производителя, который принимает студентов на практику, и наших студентов, направляя на самые современные и развитые сельхозпредприятия. Для нас принципиально важно, чтобы теоретический курс накладывался на хорошую материальную базу предприятий, – считает Алексей Андреев. – Сегодня многие хозяйства испытывают потребность в высококвалифицированных специалистах, так как используют уже не вилы и лопаты, а сложное оборудование. И подход к обучению специалистов должен быть другим. Мы выходим на другой уровень потребностей. В этом учебном году производственную практику прошли более 1,7 тыс. наших студентов. Для предприятий участие в программе очень интересно. Заявки приходят даже из других регионов страны, и ребята туда ездят на практику. Но мы всё же отдаём предпочтение предприятиям Пермского края. Нам важно стимулировать ребят работать в сельской местности. Мне кажется, что это направление надо развивать. Например, увеличивая размер выплат. Это может решить проблему обеспечения специалистами хозяйств в отдалённых районах края».
«Начинаем с того, что проводим для студентов экскурсии. Таким образом мы меняем их отношение к отрасли, – поясняет Светлана Чашечкина. – Главная задача – чтобы как можно больше наших выпускников выбирали работу на селе, где сейчас очень нужны хорошие специалисты. Это понимают и сами сельхозпредприятия, предоставляя студентам возможности для жизни и работы. Прежде всего обеспечивают молодых специалистов жильём. Оплата труда там тоже достойная, нередко сопоставимая с городскими зарплатами, поэтому работать на селе становится выгодно. Кроме того, мы стараемся донести до наших студентов, что сельское хозяйство – это наша жизнь, реальная работа, настоящее дело. Когда вижу наших выпускников, работающих на селе, испытываю чувство гордости за них».