Есть идея! Школьников Прикамья научат решать изобретательские задачи

Школа технологического предпринимательства пройдёт не только в Перми, но и в муниципалитетах © / Анна Якурнова / АиФ

Побеждают на международных выставках, стажируются на крупных промышленных предприятиях, выигрывают конкурсы студенческих стартапов — всё это делают школьники Пермского края. А заметить талант, помочь сформировать идею и прийти к её реализации юным дарованиям помогают в региональном ресурсном центре «Гении Прикамья». Для ребят проводят мастер-классы, занятия и фестивали действующие специалисты из разных сфер. Вот и 19 сентября ученики лицея имени Ломоносова приняли участие в школе технологического предпринимательства. Как прививают детям уверенность, что такое ТРИЗ и можно ли воспитать гения — в нашем материале.

   
   

Теория решения изобретательских задач

Теория решения изобретательских задач (или просто ТРИЗ) как наука зародилась ещё в XX веке, но популярность обрела лишь сейчас. Потому что нестандартный подход приветствуется во всех сферах деятельности. Организаторы школы напоминают, что изобретательство — это не только сложные технические конструкции, но и стихи, рисунки, музыка, спорт. Всё, чем увлекается ребёнок, может стать его новой идеей, прогрессом для всего мира.

2025 год — год десятилетия науки и технологий в России. При поддержке Министерства образования и науки Пермского края и межвузовского кампуса в регионе появилась школа технологического предпринимательства «Гении Прикамья». Это целый комплекс мероприятий. В сентябре начался первый этап обучения — технический фестиваль, на котором ученики 5-7-х классов сыграют в инженерные игры на основе ТРИЗ.

Лицеистам уже знакома ТРИЗ. Фото: АиФ/ Анна Якурнова

«Мы понимаем, что ребёнок в рамках школьной программы должен получать не только навыки по естественным предметам: он должен выходить из стен школы, уже имея представление о том, как создаются, генерируются идеи, как они перерождаются в бизнес-проекты, какие из них доходят до рынка, и что нужно сделать, чтобы проект был успешным» — рассказала основатель регионального ресурсного центра «Гении Прикамья», директор филиала в г. Пермь юридической фирмы «Городисский и Партнеры» Дарья Йосеф.

Он должен выходить из стен школы, уже имея представление о том, как создаются, генерируются идеи, как они перерождаются в бизнес-проекты, какие из них доходят до рынка, и что нужно сделать, чтобы проект был успешным

Лицеистам предложили решить несколько нестандартных задач: построить башню из карточек, стаканчиков и стульчиков, создать стартап из четырёх рандомных составляющих и придумать и презентовать свою идею. Главным смыслом ТРИЗа является то, что неправильных ответов нет, и чем больше будет вариантов решения, тем больше и верных ответов.

После каждого раунда капитаны команд могли рискнуть и вытянуть шарик из лототрона. Внутри него могли быть как бонусные баллы и подсказки, так и усложнения и штрафы. И хотя каждый ребёнок мог посоветоваться с командой, всё же решение оставалось за капитаном. Таким образом, школьники учатся брать на себя ответственность и оценивать возможный риск.

   
   
Попробуйте придумать стратап, исходя из этих данных. Фото: АиФ/ Анна Якурнова

«Чтобы не уехали»

Конкурс «Гении Прикамья» проводится уже третий год. И с каждым годом растёт и количество историй успеха. Уже ставшая знаменитой изобретательницей Пермского края Дарья Шейнина недавно победила в конкурсе студенческих стартапов. А ребятами из Чайковского заинтересовалось руководство компании «Эрис», и теперь они проходят стажировку на предприятии.

«Мы хотим создать такие условия для наших пермских ребят, чтобы они не уезжали. Чтобы они свои таланты, то, что в них вложили семья, школа и они сами, воплощались здесь, на Родине», — рассказала руководитель филиала «ТРИЗ-Прикамье», куратор детей-изобретателей Оксана Веденеева.

В некоторых заданиях школьникам приходилось полагаться только на членов своей команды. Фото: АиФ/ Анна Якурнова

Во время игры школьники учились работать в команде, а на каждое задание у них было строго ограниченное количество времени. Такой формат позволяет провести много коротких игр, чтобы каждый школьник успел раскрыться и внести свой вклад в общее дело.

«Фестиваль тем и отличается от конкурса, что здесь нет одного победителя. Они свои силы показывают в командах, поэтому и баллы будут примерно одинаковые. Кто-то сильный в одном направлении, кто-то — в другом», — объяснила Оксана Веденеева.

Рискнув, капитан мог достать из лототрона бонус или штраф для всей команды. Фото: АиФ/ Анна Якурнова

Иногда надо изобрести колесо

Во многих школах проектная деятельность уже плотно вошла в жизнь учеников, её встраивают в общеобразовательную программу и преподают как дополнительную дисциплину. В лицее им. Ломоносова обучающиеся с 1 класса придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. На этом сложном пути их поддерживают педагоги, кураторы и родители.

Как рассказала академический директор лицея Елена Сокольникова, чтобы не загубить интерес детей, иногда надо им позволить «изобрести колесо». Часто ученики начальных классов могут придумать то, что уже есть, но просто не знают об этом. И здесь важно не упрекать их, а поддерживать и помогать. Тогда в дальнейшем их интерес будет развиваться, а идеи станут действительно уникальными.

«Тут главное не говорить резко: “Твоя идея уже была, она неинтересна”. Такие фразы обрубают крылья. Пусть он даже изобретает то, что уже есть, здесь важен именно путь, а не сам результат. Если ребёнок довёл проект до конца, никто его идею не обесценил, а наоборот, помогли реализовать, тогда на следующий год он уже начнёт творить», — объяснила Елена Сокольникова.

Пусть он даже изобретает то, что уже есть, здесь важен именно путь, а не сам результат

Часто проекты детей рождаются из их увлечений. Именно такие идеи выстреливают, потому что у школьников сохраняется интерес. А когда они получают ещё и внешнее подкрепление от учителей и родных, тогда детские проекты становятся равны взрослым.

В лицее проектная деятельность ведётся с 1 класса. Фото: АиФ/ Анна Якурнова

«Изобретальство мне нравится, потому что ты можешь внести свои правки в то, что тебе нравится, как-то улучить или дополнить это. Можно быть и изобретателем-одиночкой, но всё же лучше, когда есть команда, готовая тебе помогать. У каждого есть какие-то свои навыки: кто-то силён в одной сфере и может сделать одну часть проекта, а кто-то другую. Тогда у всего проекта не будет слабых мест», — поделился мнением лицеист и неоднократный участник конкурсов детских изобретений Юра.

Сотрудники ресурсного центра «Гении Прикамья» начинают работать с детьми ещё в детских садах, потом вместе с ними переходят в школы и колледжи. При этом ребят знакомят с предприятиями и компаниями, чтобы они тоже понимали, где бы им было интересно работать, где их таланты и умения могли бы пригодиться. И получается целая цепочка воспитания золотого резерва Прикамья, которые в будущем смогут усилить и прославить наш край.

Школа молодёжного и детского технологического предпринимательства «Гении Прикамья» реализуется при поддержке Министерства образования и науки Пермского края, АНО «Дирекция межвузовского кампуса «Будущее пармы» в рамках реализации мероприятий, приуроченных к Десятилетию науки и технологий в РФ, во исполнение Указа Президента РФ №231 то 25.04.2022 г. «Об объявлении в РФ Десятилетия науки и технологий».