Газанули! Чем чреват рост цен на бензин?

По данным Росстата на начало июня, Пермский край занимает вторые места в Приволжском округе по средним ценам на бензин (43,87 руб. за литр) и дизтопливо (44,89 руб.). Бензин дороже только в Чувашии (44,04 руб.), «дизель» - в Оренбургской области (45,21 руб.). © / АиФ

Когда в прошлом году цена на тот же бензин марки А-95 превысила психологическую отметку в 40 рублей за литр, многие водители испытали дискомфорт. Весна, и особенно май этого года, показали, что это далеко не предел и ценам ещё есть куда расти.

   
   

Сегодня даже за 92-й бензин нужно выложить больше 41 рубля за литр. Дизельное топливо и АИ-95 уверенно пробили отметку в 44,4 рубля и даже выше.

Когда выгодно ГБО?

Уже традиционная картина для многих АГЗС в Перми: в утренние часы не протолкнуться. И сегодня в очереди, в которой раньше преобладали таксисты да газелисты, всё чаще можно встретить других автовладельцев, в том числе и дорогих иномарок.

Пермяк Александр Лекомцев жалеет, что не сразу установил газобаллонное оборудование (ГБО) на свой Largus Cross, который купил в 2015 году.

«Около года ездил на бензине, пока не решился перейти на пропан-бутан. Жалею, что не сделал раньше. Выгоду ощутил сразу. У меня ИП, и за товарами часто катаюсь в другие регионы, плюс каждое лето с семьёй на автомобиле выезжаем на юг. Проблем с заправками ни в Перми, ни в других регионах нет: на юге России их ещё больше. Правда, в Москве их не так много, но найти можно. Устанавливать ГБО есть смысл тогда, когда в год проезжаешь по 20-40 тысячи км. Если пробег меньше, вы часто меняете автомобили или у вас малолитражка, то не стоит переходить на газ. Тем более цены и на это топливо растут: за год пропан подорожал с 17,5 рубля до 20,9 рубля за литр», – рассказывает Александр Лекомцев.

Но этот рост всё равно несравним со скачком цен на бензин и дизельное топливо. Привлекательная цена на газ заставляет всё большее число автовладельцев задумываться о переходе на этот вид топлива. Руководитель пермской компании по установке газобаллонного оборудования на автомобили Александр Шрамов говорит, что спрос на их услуги заметно вырос на фоне резкого подорожания бензина и солярки.

«Количество заявок в последнее время выросло процентов на пятьдесят. В день нам поступает от 70 до 100 звонков от потенциальных клиентов. В среднем в сутки делаем 5-12 установок ГБО на автомобили. Сегодня спрос есть от владельцев автомобилей совершенно разных марок и категорий. На днях устанавливали ГБО на Jaguar. Стоимость комплекта ГБО зависит от марки автомобиля и качества оборудования. Например, средняя цена такого оборудования на отечественные авто – 25-29 тысяч рублей. Затраты на ГБО окупаются при пробеге от 12 до 30 тысяч км», – поясняет Александр Шрамов.

   
   

По кому ещё ударил?

Понятно, что рост цен на моторное топливо ударил (и ещё ударит) не только по карманам автовладельцев. По словам управляющего компании «Суксунское» (выпускает молочную продукцию) Сергея Пестрикова, подорожание дизельного топлива болезненно сказалось на экономическом самочувствии сельхозтоваропроизводителей во время нынешней посевной кампании.

«В структуре затрат на производство одного килограмма молока половину составляют расходы на корма. Из-за резкого удорожания дизельного топлива в этом году дополнительные издержки на весенние полевые работы превысили 1 млн рублей. Это существенная цифра для экономики нашего предприятия. С учётом небывалого обвала цен на сырое молоко за последние полгода на 20-30% многие предприятия отрасли приблизились к состоянию финансовой несостоятельности. Сегодня главная задача даже не развиваться, а практически выживать на рынке», – сообщил Сергей Пестриков.

Не лучше ситуация обстоит и с автоперевозчиками на общест­венном транспорте. Директор НП «Единый союз перевозчиков» Михаил Ухватов рассказывает, что рост цен на топливо усугубил и без того непростое их положение.

«Стоимость проезда в общественном транспорте Перми не меняется три года, субсидии из бюджета тоже не растут. Поэтому очередной рост цен на топливо сильно сказался на затратах перевозчиков, где на долю ГСМ приходится около 42-46%. Сейчас в Перми банкротятся несколько крупных перевозчиков в Закамске. И в такой ситуации, по моим данным, находятся ещё несколько перевозчиков, которые вынуждены были в своё время взять кредиты на обновление подвижного состава. Ведь сегодня ситуация такова, что перевозчик не в состоянии приобретать за счёт своей деятельности транспорт. Кто-то находит средства на покупку автобусов, беря их из других своих бизнесов, кто-то идёт за кредитами», – говорит Михаил Ухватов.

Инфляция разгонится?

Доцент кафедры менеджмента ПГНИУ, к.э.н. Игорь Мерзлов считает, что скачок цен на топливо неизбежно разгонит инфляцию, которая в первом квартале была на низком уровне в 2,4%. А это значит, что вырастут цены на продукты и товары.

«Затраты, связанные с оплатой транспортных расходов (на перемещение готовой продукции, доставку производителям сырья и материалов и т. д.), в себестоимости продукции составляют в среднем 10-20%. Понятно, что производители эти расходы будут закладывать в стоимость продукции, что отразится на ценах и на нас, потребителях. Допустим, доля транспортных затрат равна 15%, тогда подорожание топлива на 10% даёт рост себестоимости продукции на один процент. Так или иначе, уже в ближайшие месяц-два ин­фляция разгонится. Думаю, по итогам года она неизбежно выйдет на уровень 6-7%. Если, конечно, не изменится методика расчёта инфляции», – полагает Игорь Мерзлов.

По его словам, если ин­фляция увеличится, тогда стоит ожидать роста ставок по кредитам. Также подорожание топлива может ещё сильнее опустить спрос на мощные авто.

«Ещё в прошлом году сократился спрос на автомобили с двигателями мощностью свыше 150 л. с. Думаю, что резкий рост цен на моторное топливо эту тенденцию только усилит», – добавляет Игорь Мерзлов.

Больше не подорожает?

Повышение цен на бензин и солярку так обескуражило и обеспокоило жителей России, что вопрос на эту тему стал одним из самых популярных на «Прямой линии с Владимиром Путиным». И 7 июня президент не мог проигнорировать его. Владимир Путин пояснил, что рост цен стал результатом «неточного, мягко говоря, регулирования в сфере энергоресурсов в последнее время».

«Правительство РФ провело так называемый пересмотр некоторых налоговых мер по наполнению бюджета, сделав манёвр в этой сфере. Это привело к стимулированию экспорта сырой нефти. Затем цены на неё на мировом рынке поднялись. Наши нефтяные компании считают недополученную выгоду за тот объём нефти, направляемый на переработку на свои НПЗ, который могли бы, как они полагают, реализовать на внешнем рынке и получить больший доход. Чтобы эти выпадающие доходы компенсировать, они поднимают цены на бензин и дизельное топливо. Правительство приняло уже ряд решений на этот счёт. Снизили акцизы по бензину и дизтопливу (на 3 и 2 тысячи рублей за тонну. – Авт.). Также отменили решение о повышении акцизов, планировавшееся с 1 июля», – сказал Владимир Путин.

Министр энергетики Александр Новак добавил, что эти срочные фискальные меры уже оказали своё положительное влияние.

«Мы видим, что цены на АЗС с конца мая не растут», – пояснил министр.

Переходят на пропан-бутан

Замдиректора сети АГЗС в Пермском крае Игорь Шестаков:

«В Перми и регионе каждый месяц открывают новые АГЗС. В столице края, думаю, их уже больше двух десятков. Поэтому проблем, где заправиться сжиженным газом (смесь пропана-бутана), не возникает. Метан, конечно, заметно дешевле (около 13,5 рублей за литр. – Авт.), но ГБО под него стоит дороже, и заправиться в Перми им можно только на нескольких АГЗС. Замечаем, что растёт число автовладельцев, перешедших на сжиженный газ. Если раньше у нас заправлялись в основном водители такси и «газелей», то в последние месяцы всё чаще можно увидеть владельцев легковых автомобилей, в том числе дорогих иномарок – BMW, Toyota и др. И их число постоянно возрастает».

На уровне инфляции

Руководитель Пермского УФАС России Александр Плаксин:

«Мы постоянно проводим мониторинг цен на топливо в онлайн-режиме. Кроме того, каждую неделю от поставщиков получаем информацию по ценам. Да, стоимость топлива растёт, но по объективным факторам. И оснований для возбуждения дел мы не видим. ФАС эту ситуацию контролирует. Дальнейшего резкого повышения цен на топливо не ожидаем. Они будут расти с инфляцией».

Основные причины роста цен на топливо (из письма ФАС России)

■ Фискальная политика государства,
■ снижение нефтяными компаниями предложений на биржевых торгах моторных топлив,
■ проведение нефтяниками внеплановых ремонтов нефтеперерабатывающих заводов,
■ рост мировых цен на нефть,
■ налоги, доля которых в конечной цене каждого проданного литра автомобильного топлива составляет порядка 60%.