Грядёт обновление. Пермские энергетики внедряют новые технологии

   
   

Зима в Прикамье длится около полугода. При этом батареи в квартирах включают, как правило, уже в сентябре, а отключают только в мае. Поэтому подготовка к отопительному сезону - очень ответственный период.

Поставщики начинают его почти сразу после окончания зимнего сезона. И готовность к холодам должна подтверждаться задолго до начала запуска тепла.

Зима без проблем

Пермский филиал «Т Плюс», снабжающий теплом краевую столицу и несколько крупных районов края, получил в этом году паспорт готовности к осенне-зимнему сезону ещё 28 октября.

– Это был итог большой работы, проведённой пермскими энергетиками на тепловых сетях и объектах генерации, - рассказывает Антон ТРИФОНОВ, директор Пермского филиала. - Во время летнего периода мы готовили и технически перевооружали электростанции. Для этого отремонтировали 21 котлоагрегат, три водогрейных котла, 9 турбоагрегатов, а также переложили более 15 км теплосетей. На продолжении летнего сезона мы работали по программе сокращения сроков отключения горячей воды «ГВС 2.0», что позволяло почти бесперебойно подавать горячее водоснабжение нашим клиентам. Параллельно с ремонтом оборудования энергетики проводили и энергоэффективные мероприятия. Например, воплощали в жизнь крупный проект по автоматизации центральных тепловых пунктов (ЦТП). На объектах установили современные теплообменники, насосы, системы телеметрии. Это улучшило качество теплоснабжения подключённых к ЦТП домов, школ, больниц. В других муниципалитетах, которые обслуживает Пермский филиал компании, - Березниках, Краснокамске, Губахе, Чайковском, - подготовка к отопительному сезону тоже прошла без замечаний со стороны вышестоящих организаций.

Заявка на концессию

Держа курс на обновление тепловой инфраструктуры всего города, энергетики в порядке частной инициативы 17 ноября подали заявку на заключение концессионного соглашения в Перми.

– Это подразумевает эксплуатацию теплосетевого комплекса и объектов генерации - котельных, которые сейчас находятся в собственности города, - поясняет Антон Трифонов. - Теплоснабжающее предприятие филиала - Пермская сетевая компания - намерено заключить это соглашение сроком на 20 лет, до 2036 года. В собственности города, как и прежде, будут 29 котельных и сети. ПСК будет заниматься эксплуатацией оборудования, реализацией инвестиционной программы и повышением эффективности обслуживания населения. Программа предусматривает перекладку более 90 км тепловых сетей, реконструкцию котельных, применение новых материалов и энергоэффективных технологий. В итоге планируется снизить аварийность на муниципальных сетях на 50% и уменьшить потери тепла до 28%.

   
   

При этом ПСК уже в первые два года предлагает вложить в развитие муниципальной инфраструктуры более 240 млн руб. собственных средств. Данный момент очень важный, так как это, по сути, опережающие инвестиции в городские сети. Действующий эксплуатант - муниципальное предприятие такими возможностями не обладает.
– Кроме этого мы утвердили пятилетнюю стратегию филиала, - дополняет Антон Трифонов. - Точками роста стратегии развития становятся тепловые узлы в городах присутствия - комплексы генерирующих и теплосетевых мощностей. Повышение эффективности будет связано с несколькими направлениями: это расширение зоны теплоснабжения эффективных источников, например модернизированных ТЭЦ-6 и ТЭЦ-9, привлечение новых потребителей посредством простых механизмов подключения к сетям, перекладка магистральных сетей в особо важных точках городов присутствия. Диагностика сетей показывает, что участков с высокими теплопотерями не так много - например, в Перми таких всего около 40. Перекладка сетей здесь позволит на порядок повысить уровень теплоснабжения не только в близлежащих домах, но и в системе отопления города в целом. Речь в первую очередь идёт о двух участках улицы Островского, а также улицах Мильчакова и Леонова.

В совокупности воплощение этих планов в рамках стратегии развития системы теплоснабжения Перми и деятельности единой теплоснабжающей организации (ЕТО) - ООО «Пермская сетевая компания» позволит повысить качество и надёжность энергоснабжения потребителей в долгосрочном периоде.

Избавление от посредников

Задолженность потребителей за тепло, в первую очередь посредников - управляющих компаний, остаётся проблемой номер один для всей отрасли энер­гетики.

– На 1 октября долги всех групп потребителей превышают 8,6 млрд руб. Эта сумма равносильна половине всей стоимости энергии, производимой Пермским филиалом теплоэнергетиков в Пермском крае. Кроме того, сумма недоплат значительно больше, чем годовой объём ремонтных и инвестиционных программ. - констатирует Сергей КРУГЛЯКОВ, директор пермского филиала «ЭнергосбыТ Плюс».

По всем группам потребителей, кроме управляющих компаний, энергетики с начала года наблюдают снижение долгов. За УК же числится более 6 млрд руб. недоимок. При этом население исправно платит за тепло и горячую воду, но деньги не доходят по поставщиков ресурсов. В большинстве случаев виноваты недобросовестные УК. Они собирают деньги с населения, но направляют их не по назначению. Схема вывода простая. УК берут в качестве посредника некие расчётные центры, которые аккумулируют деньги населения, а затем они попросту «растворяются». Даже получив исполнительные листы, поставщики ресурсов не могут найти средства плательщиков. Компании впоследствии клонируются, уходя от долгов. На месте старой компании появляется новая, с подобным названием, но другим ИНН. Сейчас по таким УК в крае возбуждено 22 уголовных дела. Дополнительно 21 материал проверки находится у следственных органов.

Нынче в крае уже вступили в законную силу приговоры по уголовным делам по трём УК. За решёткой оказались экс-директор УК «Жилсервис» и руководители двух краснокамских управляющих компаний-клонов «РОСО». Такое внимание правоохранителей не случайно - ведь незаконно удерживаемые УК платежи населения должны направляться на инвестиционные программы, ремонты теплосетей для надёжного прохождения отопительного сезона.

– Чтобы избавиться от долгов, мы должны исключить всех посредников - УК и «серые» расчётно-кассовые центры, стоящие между нами и населением, - уверен Сергей Кругляков. - Во всех городах нашего присутствия мы планируем выйти на прямые расчёты, когда платежи населения за тепло и горячую воду напрямую поступают поставщику ресурса. Например, в Березниках давно перешли на такую систему, поскольку там управляющие компании выступают только как обслуживающие организации. Сейчас есть два варианта перехода на прямые платежи. Во-первых, большинство управляющих компаний сами в инициативном порядке идут на такой шаг, внося необходимый пункт в договор. Тем самым они подтверждают намерение поэтапно урегулировать задолженность и вести деятельность в прозрачной схеме расчётов. Ещё один вариант - реализация права собственников: на общем собрании дома они могут принять решение о переходе на прямые платежи с энергетиками. Такой механизм активно применяют в Чайковском, и это действенная мера нормализации ситуации в сфере ЖКХ.

Всего с начала года около 60 УК региона, обслуживающих более 1600 многоквартирных домов, стали работать в прозрачной системе платежей.

Для рачительных потребителей из числа УК и бюджетных учреждений - детсадов, школ, дворцов культуры - Пермский филиал «ЭнергосбыТ Плюс» приготовил дополнительные «бонусы». В первую очередь речь идёт о предоставлении современных энергоэффективных технологий: энергосервисных контрактах и услуг в сфере энергосбережения. Например, энергоаудит позволяет выявить «слабые» места в доме и принять меры для повышения эффективности энергопотребления, а установка погодозависимой автоматики - оборудования ИТП - повысить качество услуг и значительно сэкономить на платежах. Технологии направлены на создание нового уровня комфорта жизни конечных потребителей - жителей Прикамья.

– Главный ориентир энергетиков - благополучие наших клиентов, - резюмировал Сергей Кругляков.

Смотрите также: