В последнее время участились случаи массовых драк и избиений подростков сверстниками. Школьники договариваются в соцсетях и устраивают разборки. Но бывает, что детей провоцируют на деструктивное поведение не друзья, а провокаторы из интернета.
Невидимый провокатор
Такое может произойти даже в самой внешне благополучной семье: ребёнок вдруг замыкается в себе, забрасывает секции, с головой уходит в гаджеты. И вдруг вы узнаете, что чадо втянули в нехорошие дела: он участвовал в поджоге, массовой драке или передал кому-то наркотики.
В крае регулярно выявляют новые IT-преступления, в которых жертвами, а порой и соучастниками становятся несовершеннолетние. Как оградить своих детей от тёмной стороны интернета?
Начальник отдела информационной безопасности детской и молодёжной среды в сети интернет Министерства территориальной безопасности Пермского края Наиль Гилязетдинов рассказывает, что за 9 месяцев 2023 г. выявлено около 150 единиц негативной информации (сообщений в соцсетях и телеграм-каналах). Среди них были и такие, в которых предлагалось совершить поджог военкоматов за вознаграждение.
«Информацию о 36 источниках этой противоправной информации мы передали в полицию. В том числе сообщили об одиннадцати сообществах в интернете, где был размещён контент экстремистской направленности», – рассказал Наиль Гилязетдинов.
Заместитель начальника Центра по противодействию экстремизму ГУ МВД России по Пермскому краю Павел Николаев рассказывает, что в 2023 г. с подачи его подразделения было заблокировано более 738 интернет-ресурсов, распространявших деструктивную информацию.
«В сети часто доступны материалы агрессивного и социально опасного содержания, которые вовлекают детей в противоправные действия. Результатом бесконтрольного общения несовершеннолетних в интернете является их участие в массовых драках, в социальных группах и играх, формирующих суицидальное, агрессивное и социально опасное поведение», – говорит Павел Николаев.
Специалист отмечает, что дети публикуют в открытом доступе множество личной информации и не догадываются, что эти данные могут использовать преступники для контроля над их поведением и эмоциональным состоянием. И часто подростков в буквальном смысле вербуют, чтобы использовать в каких-то своих целях.
«Подросток не всегда правильно оценивает риск общения с незнакомцем, а созданный им в интернете образ воспринимает вполне реальным, не понимая, что относительная анонимность позволяет придумать любую биографию, внешность и пр. Если перед вербовщиком стоит задача вовлечения несовершеннолетнего в деструктивную идеологию, он добьётся этого любой ценой. В некоторых случаях за совершение явно опасных для жизни и здоровья действий (таких, как поджоги, выведение из строя систем управления объектов инфраструктуры) предлагается денежное вознаграждение. А чтобы получить оговорённую сумму, нужно направить видеоподтверждение совершаемых действий. Потом эти видеозаписи злоумышленники могут использовать как угодно. И тот, кто сделал видеозапись о своём же правонарушении, становится заложником положения и не может контролировать ситуацию», – рассказывает специалист.
В качестве примера, когда через интернет с помощью манипуляций были спровоцированы массовые беспорядки, полковник приводит ситуацию в Махачкале, когда агрессивная толпа останавливала работу аэропорта.
«Задача провокаторов в таких ситуациях – создать единовременное присутствие массы людей в одном месте. Конечно же, попадание несовершеннолетнего в такую среду недопустимо и рискованно. Но именно к этому и стремятся киберпреступники», – говорит полковник.
Сделать управляемым
Опасности, которые подстерегают подростков в интернете, самого разного свойства. В полиции отмечают, что таких групп в интернете, как «Синий кит», стимулировавших суицидальные наклонности подростков, уже нет. При этом, по словам представителей КИБЕРдружины, есть отдельные пользователи, которые присылают детям песни депрессивного содержания и шок-контент. Цель таких посланий – расшатать психику подростка, сделав его управляемым, а затем получить от него выгоду. Как правило, за любым воздействием стоит финансовый интерес.
Поводом завести контакты с детьми может стать какое-то их увлечение. Познакомившись с ребёнком и взяв на крючок с помощью его интересов, манипулятор начинает воздействовать на подростка. Однажды в КИБЕРдружину обратилась мама 17-летней девочки, которую более четырёх лет шантажировали мошенники, выманившее у неё интимные фото. Девочка-подросток хотела стать моделью и нашла «модельное агентство» в интернете. Она отправила своё резюме и фотографии. Завязалась переписка. Куратор-мошенник умело выманил у неё персональные данные и фотографии, в том числе интимные. И тут же стал шантажировать 13-летнюю школьницу, требуя деньги и новые фото. Девочка платила мошенникам несколько лет, пока, не выдержав, не рассказала всё классному руководителю. Мать девочки обратилась в КИБЕРдружину и подала заявление в полицию.
Специалисты отмечают, что у детей критическое мышление начинает развиваться лишь к 16-17 годам. А потому очень важно, чтобы в его окружении был взрослый, который поможет ему принять решение, сделать выбор, подскажет, что им манипулируют.
Попадая в ситуацию зависимости от мошенника из интернета, подростки всегда ведут себя по определённому сценарию: начинают замыкаться в себе или вести себя агрессивно. А взрослые не знают, как начать с ними разговор. Если такому ребёнку вовремя не помочь, закончиться это может очень печально.
Чувство внутренней безопасности
«То, как ребёнок реагирует на провокационные предложения, зависит не всегда от его семьи. Зачастую влияние оказывает и окружающая среда. Всё зависит от того, насколько ребёнок устойчив к манипуляциям на момент такого предложения, насколько развита у него взрослая позиция и умение говорить нет. Перед ним стоит выбор: либо он идёт с толпой и чувствует себя сильным, так как не один, либо он противостоит толпе. И тут ещё нужно понимать, что подростки, будучи реактивны, имеют способность больше, чем взрослые, заражаться чужими эмоциями. Так происходит, если есть харизматичный лидер, который ведёт за собой. А в таких группах, как правило, он есть. Причём в толпе ребёнок будет вести себя не так, как один. Он может демонстрировать агрессию, злость на общество и людей, на школу, родителей, потому что внутренне себя чувствует одиноким. И делать это он будет из боязни чего-либо, что грозит ему впереди. В нём могут подогревать этот страх и говорить, что он может поменять ситуацию, сделав то, что требуется манипулятору. Помешать поддаться на провокации ребёнку может чувство внутренней безопасности, которое дают ребёнку родители. Если в семье среда благополучна и ребёнок живёт в парадигме того, что мир нейтрален или хорош, то у него нет враждебности и страха, что с ним что-нибудь сделают. Правда, бывает, что в семье всё благополучно, но неблагополучен район. В подъезд заходишь и не знаешь, дойдёшь ты до своей квартиры или нет. И тогда этот страх сам по себе взращивается. В этом случае принятие решения уже зависит от личных качеств подростка».
Тотальный контроль не спасёт
«Ежегодно нам поступает по полторы тысячи жалоб от жителей Пермского края. Стали обращаться даже дети: они чувствуют, что их другу плохо, и просят проверить его киберсреду. Просят помощи люди, которые выслали свои фотографии кому-то и теперь не знают, что делать. Родители, которые понимают, что их ребёнка во что-то завлекли в интернете.
При стандартных жалобах в соцсетях на спам опасный контент удаляется не всегда. И далеко не в каждом случае решить проблему можно нажатием одной кнопки «пожаловаться». Для таких случаев была создана группа в соцсети «ВКонтакте» «КИБЕРдружина Пермского края». В этой группе можно бесплатно получить консультацию.
Часто родители думают так: чтобы уберечь ребёнка, достаточно отключить Wi-Fi и забрать телефон. Но ребёнок в ответ начинает специфически себя вести. Применять тотальный контроль, читать всю переписку ребёнка – тоже не выход. Это может вызвать отрицание со стороны подростка. Нужно уметь договариваться с ребёнком. Мы консультируем, помогаем родителям понять, как правильно поступить, если несовершеннолетний в его окружении зависим от гаджета, как уберечь ребёнка от влияния деструктивной информации».