Кролики по-французски. Чем живёт малый бизнес Прикамья?

Обычный кролик набирает вес в 1,3 кг не за три, а за 4,5–5 месяцев. Казалось бы, велика ли разница в полтора-два месяца. Но в промышленных масштабах с этими сроками приходится считаться. © / Михаил Нечаев / Из личного архива

В посёлке Звёздный под Пермью есть крестьянско-фермерское хозяйство Нечаевых. Возглавляет его 77-летний Михаил Нечаев. Предпринимателем он стал уже после выхода на пенсию. О тонкостях разведения кроликов и особенностях работы в сельском хозяйстве глава КФХ рассказал корреспонденту АиФ-Прикамье.

   
   

Вместе с семьёй

Михиал Нечаев родился в сельской местности в Ильинском районе. С детства привык трудиться: работал со взрослыми в поле, в огороде. После окончания школы перебрался в город. 35 лет проработал на Пермском заводе аппаратуры дальней связи, позднее переименованном в «Морион». Здесь он начинал регулировщиком аппаратуры и дошёл до начальника отдела сбыта. Выйдя на пенсию, продолжил активный образ жизни – стал кролиководом. Его жена Валентина Павловна тоже не захотела сидеть дома. В свои 69 лет она приняла участие в конкурсе красоты «Миссис Пермь». С тех пор её приглашают модные бутики демонстрировать новинки моды. Вот такая это активная семья.

В организации крестьянско-фермерского хозяйства отцу вызвался помогать сын Игорь.

«Поначалу всё шло очень трудно, – вспоминает Михаил Иванович. – В 2013 году подали заявку на аукцион на приобретение  помещений бывших военных складов в посёлке Звёздный. На это ушёл почти год. Потом, когда документы оформили, почти полтора года перестраивали здания по проекту одного из крупнейших кролиководов Европы. Создали убойный цех. Это очень важно, потому что весь процесс от начала разведения животных до реализации мяса контролирует Россельхознадзор».

Какое мясо вкуснее?

Татьяна Плешакова, «АиФ-Прикамье»: Вы выращиваете  кроликов по французской технологии?

Михаил Нечаев: Это не совсем так. Речь идёт не о технологии, а о селекции. Во Франции есть центры, где отбирают кроликов разных пород по лучшим признакам. К примеру, в магазин поступает тушка кролика 80 дней от роду. К этому времени он весит 1,1 или 1,3 кг. Обычный кролик набирает этот вес не за три, а за 4,5–5 месяцев. Казалось бы, велика ли разница в полтора-два месяца. Но в промышленных масштабах с этими сроками приходится считаться. За это время животное ест комбикорма, пьёт воду, на него тратится электричество, он занимает место в клетке. Кроме того, к этому времени у кролика происходит половое созревание. Он начинает больше потреблять кормов. Мясо его становится грубее. Вот во Франции мы и приобрели животных, которые созревают за более короткое  время. Их и содержать выгоднее, а мясо у них нежнее и полезнее.

– На какие средства  вы строили, закупали оборудование и животных?

   
   

– В основном – на собственные. Правда, в 2015 году получили от минсельхоза субсидию по программе «Семейная ферма» – семь миллионов рублей. На эти деньги приобрели оборудование. В конце 2017 года взяли кредит на 1,7 млн рублей в корпорации льготного кредитования малого и среднего предпринимательства. Но это очень небольшие деньги. Своих средств вложили в десятки раз больше.

Секрет выживаемости

– Сколько голов животных в вашем хозяйстве сегодня?

– 1200 самок, а всего кроликов 12 тысяч. Для сравнения – 600 кролико-самок на ферме – это точка окупаемости. Если меньше, то, скорее всего, хозяйство не выживет. Прежде всего нужно иметь собственные оборотные средства. Ведь корма закупаешь сейчас, а день­ги от реализации мяса получишь спустя несколько месяцев. Вот почему желающих разводить кроликов много, а на рынке остаются только самые стойкие.

– Каковы перспективы развития вашего хозяйства?

– Мы постоянно расширяем производство. Складских помещений много, мы перестраиваем их одно за другим. Начинаем переработку мяса: небольшими партиями производим тушёнку, полуфабрикаты,  выпускам каши с мясом кролика. Но распространяем эту продукцию пока только среди своих родных и знакомых. Надо сначала отработать технологию, пройти сертификацию, а уж потом выходить на рынок. Но сети уже выражают готовность принимать нашу продукцию. А ведь поначалу у нас были большие трудности с реализацией. Нас никто не знал. Но за шесть лет мы уже получили признание. Это дорогого стоит.