С каждым годом в Пермском крае становится больше велосипедистов. Популярность здорового образа жизни принесла неожиданный побочный эффект – людям, передвигающимся без колёс, всё чаще не хватает места на тротуарах. Их пугают звонками велосипедисты, сбивают самокатчики.
Кто и кому должен уступать дорогу? Как участникам движения поделить тротуар?
Хаос и смятение
Прогулку по городу в выходные каждый представляет по-своему. Кто-то спокойно шествует с детьми, кто-то предпочитает покататься на велосипеде или самокате. К сожалению, из-за незнания правил дорожного движения и недостаточно развитой велосипедной инфраструктуры на улицах царит неразбериха. Результат – сообщения об авариях и травмах в сводках ГИБДД.
«Вышла прогуляться в выходной по городу. У торгового центра рядом со мной проносится велосипедист и громко сигналит почти в ухо. Спустя час другой спортсмен появляется неожиданно из-за моей спины, едет на высокой скорости по тротуару и тоже оглушительно трезвонит. Такие неожиданности могут довести до инфаркта. Неужели нет никаких правил, которые обуздали бы горе-спортсменов?» – возмущается пермячка Светлана Седова.
В УГИБДД по Пермскому краю говорят, что наезды машин на велосипедистов – один из наиболее распространённых видов ДТП наряду с наездами на пешеходов и столкновениями автомобилей. Очевидно, по этой причине велосипедисты предпочитают двигаться по тротуарам.
В сообществе «Велосипедизация Перми» рассказывают:
«Мы подсчитывали велотрафик в 2020 году в Перми в утренние часы, когда люди едут по делам и на работу. Оказалось, за одну минуту проезжал в среднем один велосипедист. Там, где была организована велосипедная инфраструктура, велосипедисты в 90 % случаях ехали по ней. А если её не было – в 90 % случаях пользовались тротуаром».
Опытные велосипедисты уверены: неразбериху создаёт недостаток велосипедной инфраструктуры и незнание пешеходами и велосипедистами правил дорожного движения.
«Люди не знают правил, не понимают, где нужно спешиваться, где можно проезжать. Нормальных взаимоотношений между участниками дорожного движения пока нет – сплошной хаос. Замечательный пример решения проблемы с велодорожками я видела в Голландии. Они на всю ширину окрашены в яркий цвет. Не заметить их невозможно. Если на такой дорожке велосипедист собьёт человека, виноват будет пешеход, а велосипедист может потребовать в суде компенсацию морального ущерба. Все об этом знают и не нарушают правила», – рассказывает велосипедистка с трёхлетним стажем Марина Сухарева.
Опасная набережная
Излюбленное место прогулок жителей Перми – городская набережная. Но из-за изобилия спортсменов на колёсах всех возрастов она небезопасна для пешеходов. Самокатчиков и велосипедистов не останавливают даже объявления, запрещающие пользоваться разнообразным транспортом на набережной.
«Порядок использования велосипедов определён ПДД. Набережная является пешеходной дорожкой. Поскольку велосипедной или велопешеходной дорожки, велосипедной полосы и проезжей части там нет, то велосипедист имеет право двигаться по пешеходной дорожке. Но должен спешиться в случае, если создаёт опасность или помехи пешеходам. Что касается объявлений на набережной, они носят рекомендательный характер. Их установили для безопасного движения пешеходов, так как в достаточно ограниченном пространстве много гуляющих, в том числе детей», – поясняют в Пермской дирекции дорожного движения.
По поводу самокатов, которые не считаются транспортным средством, но несут опасность для пешеходов, в ведомстве говорят, что ситуация требует решения на федеральном уровне.
«Пока законом не определён статус участников дорожного движения, использующих самокаты, ролики, гироскутеры, моноколёса и другие средства индивидуальной мобильности. В большинстве случаев они приравниваются к пешеходам (за исключением устройств, оснащённых электродвигателями большой мощности, которые относят к мопедам). Поэтому, как правило, движение самокатов (в том числе электросамокатов) по тротуарам и пешеходным дорожкам не запрещено. Сейчас на федеральном уровне идёт активная работа, чтобы устранить этот правовой пробел и ввести в правила дорожного движения нормы, определяющие порядок использования средств индивидуальной мобильности», – поясняют в дирекции дорожного движения.
Что касается мощных электросамокатов, приравненных к мопедам, их владельцы, по данным ОГИБДД Перми, должны быть в мотошлемах, иметь права категории «М». При вождении без прав им грозит штраф до 15 тысяч рублей.
Выход из тупика
По словам представителей сообщества велосипедистов, у любителей велосипедных прогулок есть множество писаных и неписаных правил, которые принято выполнять. Так,
Скоростной режим для любителей велопрогулок регулируется дорожными знаками. Они могут ездить в городе со скоростью 60 км/ч. По поводу скорости движения на тротуарах в законе нет оговорок, но в этом случае действует пункт 24.6 ПДД – велосипедист не должен подвергать опасности людей на тротуаре. И гнать на высокой скорости было бы неправильно.
Опытные велосипедисты знают, что в городе есть много мест, где скоростной режим ограничен 40 км/ч, а в жилой зоне (она отмечена специальным знаком) можно ехать только со скоростью 20 км/ч.
Ещё одно правило, прописанное в ПДД: велосипедисты не имеют права пересекать проезжую часть по пешеходному переходу. Пересекать дорогу они могут только по проезжей части. Если они хотят пройти по пешеходному переходу, нужно спешиться.
В сообществе велосипедистов говорят, что многих конфликтов и травм можно было бы избежать, если бы люди изучили правила дорожного движения и внимательно смотрели на проезжающих автомобилистов и пешеходов, держали с окружающими зрительный контакт.
ПДД с детского сада
«Хотелось бы, чтоб в Перми и Пермском крае была более развитая инфраструктура для велопрогулок. Не хватает велодорожек, велосипедных полос. Один из самых продвинутых городов России по развитию велоинфраструктуры – маленький город Альметьевск в Татарстане. Местный мэр поставил задачу развивать это направление. Поставили велосветофоры, специальные подставки для ожидания на светофоре, куда можно ставить ногу, пока не загорится зелёный свет. В городе есть сервисные станции для велосипедов. Можно подойти к такой станции, повесить велосипед, накачать колёса, подкрутить гайки.
Если грамотно построить велосипедную инфраструктуру, конфликты исчезнут. Нужно обучать детей правилам дорожного движения с детского сада. Выходя из школы, они должны знать ПДД очень хорошо.
Число велосипедов в России практически равнозначно числу автомобилей. И это создаёт массу возможностей. Например, хотелось бы, чтобы в регионе власти продумали и маршруты для велосипедистов, охватывающие разные населённые пункты. В Южной Корее человек, отправляясь в велосипедный поход, на стартовой точке оформляет документы, специальный паспорт, проходит по маршруту, отмечаясь в определённых местах. Понятно, что маршрут полностью снабжён необходимой инфраструктурой. А на финише путешественник получает сувенир. Если сделать такое в Пермском крае, это произведёт огромный эффект, принесёт доход региону, поможет привлечь туристов».
Каковы основные правила?
«Хотелось бы, чтобы ПДД соблюдали все участники дорожного движения. Напомню, что за нарушение правил велосипедистам грозит штраф в 800 руб.
Основные правила таковы: велосипедисты старше 14 лет должны двигаться по велосипедной дорожке или полосе для велосипедистов. Если их нет или инфраструктура для велосипедистов чем-то заставлена, можно ехать по правому краю проезжей части. Если нет и такой возможности, тогда по обочине дороги. Если все эти способы недоступны, можно ехать по тротуару или пешеходной дорожке. При этом нужно помнить: создавая помеху или опасность столкновения, велосипедист должен спешиться и вести себя как пешеход.
Юные велосипедисты от 7 до 14 лет не пользуются проезжей частью. Они могут ехать только по тротуарам, вело- и велопешеходным дорожкам в пределах пешеходных зон и в сопровождении велосипедиста старше 14 лет. Дети до 7 лет по велодорожкам и полосам ездить не должны. Их место – только пешеходные и велопешеходные дорожки на стороне, предназначенной для пешеходов, и тротуар».