Мощь на трёх колёсах. Пермяк создаёт уникальные мототрициклы

В мастерской Юрия Гапликова построили 8 трайков, которые удивляют посетителей мотовыставок © / Юрий Гапликов / Из личного архива

Впервые трайки – трёхколёсные мотоциклы без коляски – появились в Америке более 100 лет назад. Сейчас они популярны во всём мире. В России не каждый байкер может себе позволить такой транспорт, да и отечественных мастерских, где можно заказать трайк, нет.

   
   

«Трайкостроение в мире развито, но основные производители – Америка и Германия, – говорит пермяк Юрий Гапликов. – В Европе их тоже делают, но гораздо меньше. У нас в стране, похоже, мы единственные».

Юрий Гапликов живёт в Перми и делает уникальные трёхколёсные мотоциклы.

История о необычном мастере и его уникальных байках – в материале «АиФ-Прикамье».

В отличие от обычных мотоциклов трайки более устойчивы и безопасны, хотя некоторые модели способны развивать скорость до 200 км/ч. Они заметно выделяются на дороге и привлекают внимание даже тех, кто не увлечён мототехникой. Как правило, трайки делают на основе существующих моделей мотоциклов.

Особенности прикамских трайков

Именно таким, построенным на базе мотоцикла М-72 1954 года выпуска, был первый трайк, который сделал Юрий Гапликов. Он кастомайзер – человек, собирающий и модернизирующий мототехнику.

Первому трайку дали название «Немец». По словам Юрия, было в его характере и внешности что-то немецкое.

   
   

С 2010 года, а именно тогда создали «Немца», Юрий и трое его коллег сделали ещё семь мототрайков, каждый из которых имеет свой характер. «Дикарь», «Бизон», «Чёрный медведь» – так зовут этих железных коней.

«Когда берёшься за трайк, начинаешь его создавать, то сразу видно, что из этого выйдет, – поясняет кастомайзер. – «Дикарь» оказался юрким и резвым. «Бизон» – очень брутальным».

Изучать трайкостроение Юрий начал с нуля. Раньше занимался бизнесом, но мототехника увлекла. Первые трайки делал, чтобы показать свои возможности. А теперь планирует оптимизировать производство, чтобы снизить стоимость одного мотоцикла, а это возможно только при серийном изготовлении. 

Сейчас цена одного трайка – от 40 тысяч долларов, так как многие детали изготавливаются эксклюзивно, штучно или привозятся из США или Европы. Кроме того, серийный выпуск сократит, по мнению мастера, время сборки одного трайка с полугода до месяца.

Трайк под человека

Трёхколёсный мотоцикл устойчив, с него нельзя упасть даже на максимальной скорости в 160 км/ч. Но пермский мастер всё равно думает о безопасности и делает их максимально устойчивыми, приземистыми. Каждое изделие, которое готовит команда, – эксклюзивно. Второго такого трайка на дорогах мира не встретишь.

Процесс строительства нелёгкий. По словам Юрия, когда к нему приезжает заказчик, он детально описывает то, что хотел бы получить. После чего с будущего владельца уникальной техники снимают мерки. Важен рост, комплекция, так как трайк создаётся под конкретного человека.
Клиенты приезжают из разных городов – Томска, Ярославля, Санкт-Петербурга, Москвы, Екатеринбурга и других. Чтобы не вызывать их каждый раз на «примерку», Юрий находит в Перми знакомых мотоциклистов, подходящих по комплекции, и просит их оценить удобство техники.

Рассказывая о тех, кто заказывает ему мототрайки, Юрий описывает портрет среднестатистического клиента:

«Это человек за 40 лет. Либо опытный байкер, который хочет пересесть на более безопасный вид мототранспорта, либо начинающий, который по тем же причинам стремится пересесть на более безопасный вид мототехники из-за отсутствия опыта».

Обращалась к мастеру и девушка с просьбой построить для неё трайк, который напоминал бы по характеру пантеру, но дальше проекта дело не двинулось.

«Просил разработать конструкцию под себя инвалид, – вспоминает Юрий. – Живёт он в Сербии, но родом из России. Попал в аварию, не может ходить. Хотел построить трайк так, чтобы смог заезжать на него на коляске».

Все оборачиваются!

За границу мототрайки Юрия пока ещё не уезжали, хотя это в планах. Но команда уже создаёт специальный мотоцикл для обслуживания свадеб в Праге. Он выглядит современно и даже немного футуристично. У транспорта три места: водительское и два для жениха и невесты. Трайк практически готов, осталось обшить его пластиком.

«В Европе к хенд-мейду (изделия ручной работы. – Ред.) другое отношение, – говорит Юрий. – Когда общались с немцами, они сказали: «Вы должны ездить на работу на самолёте». Для местных байкеров мы остаёмся самопальщиками, гаражниками, энтузиастами, кем угодно, но не кастомайзерами. Это особенности менталитета. Мы работаем профессионально, шесть дней в неделю, зачастую без отпусков».

Но готовое изделие на дороге удивляет всех. Равнодушных нет. На трайки заглядываются как молодые люди, так и женщины в возрасте.

Кстати, по словам мастера, на выставке в Москве байкеры долго не верили, что таких красавцев делают в Перми, а не в Америке.