Непоследовательны и противоречивы. Эльфире Кузьминой снова продлили арест

Лариса Садыкова / АиФ

В Перми уже пятый месяц находится в СИЗО известная предпринимательница Эльфира Кузьмина. Владелице компании «Элиона» (это один из основных поставщиков диетического питания в больницы и социальные учреждения края) в очередной раз продлили содержание под стражей. Её адвокаты пытались оспорить это решение, но Пермский краевой суд 26 октября оставил его в силе.

   
   

Такие решения и сам ход расследования уголовного дела, мягко говоря, вызывают недоумение у защитников пермской предпринимательницы.

Держат, чтобы давить?

Для начала напомним главные детали этого резонансного дела. В июне 2020 года Эльфире Кузьминой предъявили обвинение в даче взятки сотруднику одного из медучреждений Прикамья. Речь идёт о 20 тысячах рублей – сумме, по размеру сопоставимой с одним МРОТ. 

Предпринимательница сразу же заявила, что передала эти деньги для покупки сухих молочных смесей для самых маленьких пациентов лечебного учреждения. Но Эльфиру Кузьмину задержали и отправили под стражу. Известную предпринимательницу, которая имеет множество наград и высокий статус в бизнес-сообществе, уже пять месяцев держат в СИЗО и не меняют меру пресечения ни на домашний арест, ни на залог.

В суде сторона защиты заявила, что к Эльфире Кузьминой в камеру регулярно приходят сотрудники спецслужб, которые сопровождают уголовное дело. По словам адвокатов пермской предпринимательницы, эти сотрудники предлагают ей сделку: дать показания против ряда должностных лиц из краевых министерств. Но предпринимательница категорически отказывается это делать. Адвокат Кузьминой сообщил об этих фактах в зале судебного заседания под протокол. На суде он добавил, что в отношении защиты предпринимательницы тоже допускаются различные провокационные действия. Заявление о проверке этих фактов защита уже передала в соответствующее ведомство.

Расследование затягивается?

Вообще у адвокатов Эльфиры Кузьминой накопилось немало вопросов к следователям, которые уже несколько раз требовали продлить её содержание под стражей. Так, у них вызывает недоумение утверждение следствия, что Кузьмина за пределами СИЗО может оказать давление на свидетелей, используя (здесь прямая цитата из ходатайства следователя) «свои обширные связи».

«Но каким образом Эльфира Кузьмина может это сделать? Находясь под домашним арестом, условием которого является запрет на пользование Интернетом, телефоном и другими средствами связи? Ответа нет. Другой аргумент следствия: наша подзащитная может сбежать за рубеж. Но загранпаспорт у Кузьминой уже забрали сами следователи – перейти границу пешком женщина точно не сможет. Ещё один довод: предпринимательница зарегистрирована в Москве. Однако у Кузьминой есть и пермская регистрация: имеется квартира в Перми, где она могла бы находиться, например, под домашним арестом.    
   

Вопрос: что же всё-таки мешает применить в отношении Эльфиры Кузьминой любую другую меру пресечения, кроме содержания под стражей? До сих пор никакого конкретного аргумента против этого мы не услышали. Мы считаем, что следствию удобно затягивать процесс расследования, держать обвиняемую в СИЗО как можно дольше, чтобы добиться от неё нужных показаний», - полагает сторона защиты.

Почему позиция изменилась?

Возникают у адвокатов Эльфиры Кузьминой вопросы и к действиям краевой прокуратуры –  органа, который обязан от лица государства следить за законностью всех следственных действий и при необходимости отстаивать права и интересы обвиняемого.

Так, месяц назад в Свердловском районном суде (когда в предыдущий раз рассматривался вопрос о продлении содержания Кузьминой под стражей - Авт.) прокурор поддержал доводы защиты и ходатайствовал перед судом о смягчении меры пресечения, в том числе, переводе предпринимательницы под домашний арест. Не возражал тогда против этого и следователь, оставив на усмотрение суда решение своего же ходатайства.

В итоге Свердловский районный суд решил продлить меру пресечения Эльфире Кузьминой. Затем краевой суд 26 октября оставил это решение в силе. 

«Примечательно, что в суде апелляционной инстанции прокуратура заняла уже иную позицию: смягчить меру пресечения нельзя, сократить срок содержания под стражей – тоже. Но ведь материалы дела не изменились! Чем можно объяснить такую непоследовательность надзорного ведомства, который месяц назад согласился с доводами защиты?» - недоумевают адвокаты Эльфиры Кузьминой.

Кстати, они подали жалобу на имя председателя Свердловского суда, в которой просят провести служебную проверку. В частности, в ней защита Кузьминой просит проверить следующий факт: «В ходе рассмотрения уголовного дела в Свердловском суде (14 октября – Авт.) помимо следователя, защитника также присутствовал сотрудник органа дознания (УФСБ), который… допускал своё открытое участие в рассмотрении уголовного дела. А именно: неоднократно заходил в кабинет аппарат суда (при ожидании заседания, сразу после удаления судом в совещательную комнату, оглашения судом решения)… По закону, незаконное участие какого-либо лица в осуществлении правосудия с целью изменить его ход в желаемом ему направлении является неправомерным».  

Рейдерская атака?

Эльфира Кузьмина в своих выступлениях на суде не раз заявляла, что не собирается препятствовать следствию. Более того, она готова сотрудничать со следствием, чтобы добиться в своём деле истины. Но предпринимательница просит провести объективное расследование – она намерена доказать, что не давала взятки. А в ответ ей лишь продлевают срок содержания в СИЗО: женщина пенсионного возраста, которая входит в группу риска в том числе и по коронавирусной инфекции, находится под стражей уже пятый месяц.

Тем временем компания «Элиона» подвергается многочисленным проверкам, которые проводят различные ведомства по инициативе правоохранительных органов. Хотя президент Владимир Путин и генпрокурор Игорь Краснов заявили о прекращении проверок бизнеса на период пандемии. У работников компании, принадлежащей Эльфире Кузьминой, возникло предположение, что их предприятие целенаправленно разваливают, чтобы, возможно, освободить «поляну» под чей-то персональный бизнес.

«Но хотелось бы напомнить, что общественность вправе рассчитывать на объективность суда и следствия, на законность их действий – независимо от личности и статуса обвиняемого», - заявляет сторона защиты Эльфиры Кузьминой.