Новая стратегия. Что ждёт предпринимателей края?

Создатели мастерской «Сделано бобрами» Артём и Мария Шеины. Предприниматели говорят, что идею бизнеса подсказало семейство бобров, которые живут недалеко от их загородного дома. © / Проект "Мой Бизнес"

В Прикамье идёт работа над новой стратегией развития малого бизнеса. На заседании Совета по предпринимательству и улучшению инвестиционного климата в крае Агентство по развитию МСП представило план развития малого и среднего предпринимательства.

   
   

О некоторых инициативах рассказывает руководитель агентства Екатерина Макаренко.

Бизнес в малых городах

В ближайшее время для руководителей городов, глав районов и поселений разработают систему KPI по открытию новых субъектов МСП в территориях. Для муниципалитетов, показавших лучшие результаты, предложено ввести дополнительное стимулирование на конкурсной основе. Это позволит создать новые рабочие места в территориях.

По прогнозам Агент­ства по развитию МСП, к 2030 г. количество занятых в работе субъектов МСП вырастет на 109 тыс. человек и составит 435 тыс. занятых.

Среди примеров – мастерская деревянных изделий «Сделано бобрами», которую открыли супруги Мария и Артём Шеины. Семейная пара делает мебель и предметы интерьера. В ход идут брёвна, спилы, сучки. Заказы поступают из разных городов России, а также из других стран. Один из самых крупных – панно из брёвен берёзы весом 440 кг. Его заказал клиент из Канады. Чаще всего зарубежные заказы приходят из Великобритании и США. На развитие экспортного направления бизнеса предприниматели получили субсидию от краевого Центра поддержки экспорта – свыше 130 тыс. руб. Эти средства они использовали для создания англоязычного сайта.

Для поддержки предпринимателей в территориях края действуют льготные государственные займы – можно получить до 5 млн руб. по ставке от 2,125 % годовых.

Агентство по развитию МСП предлагает разработать единую систему аналитических данных, мониторинга, прогнозирования и анализа результата реализации программ для предпринимателей. Это позволит определить зоны роста для отдельных территорий и ниш бизнеса. Сейчас в Пермском крае действует более 94 тыс. субъектов МСП. В основном это индивидуальные предприниматели – 58,66 % и микропредприятия – 37,73 %. К категории малых относятся 3,31 % и лишь 0,3 % – к средним. Основная доля малых и средних предприятий края приходится на отрасль торговли (34 %), второе место по количеству предприятий занимают сфера строительства (11,77 %) и сфера операций с недвижимостью (11,64 %).    
   

Среди инициатив – создание каталога «Готовых решений» для развития отдельных ниш предпринимательской деятельности. Также предлагается на базе интерактивного портала «Управляем вместе» создать блок «Управляем вместе для юрлиц», где предприниматели смогут вносить предложения и замечания для улучшения бизнес-климата в регионе.

Губернатор Дмитрий Махонин считает одной из перспективных отраслей, где ожидается появление большого числа МСП и новых рабочих мест – туризм. По его словам, увеличить в разы турпоток, развить эту отрасль в регионе без участия малого и среднего бизнеса мы просто не сможем.

Помощь в продвижении

Развитию малого бизнеса поможет популяризация успешных предпринимателей Пермского края.  Агентство по развитию МСП и центр «Мой бизнес» займутся продвижением истории успеха предпринимателей Прикамья. «Мой бизнес» уже открыл проект «Амбассадоры»: о предпринимателях, которые воспользовались господдержкой, пишут в СМИ и соцсетях.

В соответствии с нацпроектом «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» центр возьмёт на себя затраты на продвижение товаров и услуг предпринимателей. Им профинансируют создание сайта компании, таргетированную рекламу в соцсетях, публикацию в печатных или электронных  СМИ, рекламу на радио или ТВ, выпуск брошюр и буклетов. Максимальная сумма выделенных средств на один субъект малого и среднего предпринимательства – до 100 тыс. руб.

В ближайшие девять лет в Пермском крае среди основных направлений развития малого и среднего предпринимательства акцент сделают на создании благоприятных условий ведения бизнеса, развитии конкуренции и перспективных ниш, а также формировании эффективной системы поддержки предпринимателей.