Новый формат. Школьники из Перми создали игру про альтернативную энергию

Ученики пермской политехнической школы № 93 «Фотоника» уже не первый раз участвуют в конкурсе «Пермь — мастерская будущего». Они признаются, что не придумывают проекты специально: просто видят проблему и пытаются её решить. В 2025 году во время каникул ребята ездили в Крым и увидели ветрогенераторы. Школьники впечатлились, но поняли, что совсем ничего не знают об альтернативной энергетике. О том, как они решили эту проблему, читайте в нашем материале.

   
   

Игровой формат

После поездки в Крым ребята обсуждали тему альтернативной энергетики на уроках географии. Тогда они решили лучше узнать о способах выработки электричества и рассказать об этом другим. Организатором команды выступила мама школьников Евгения Оборина. К ним же присоединялась ещё одна семья, так в проекте участвовали пятеро детей и две инициативные мамы. А их куратором и помощником стал учитель географии.

В 2023 году школьники уже создавали экоигру. Тогда они поняли, что такой формат интересен их сверстникам. Поэтому погрузиться в мир альтернативной энергетики ребята вновь решили через игры. Но в этот раз за основу взяли более сложную популярную игру. Так появилась «Энергия России».

«Сначала мы просто изучали вопрос: какие станции есть в России, какие проекты самые известные и перспективные. Потом мы отобрали ключевые и начали упаковывать их в игру», — рассказала Евгения Оборина.

Игра работает на механике «Монополии». Фото: Из личного архивa

Для того чтобы механика заработала, ребята придумали карточки «Активист» и «Президентский грант», которые могут как помочь, так и усложнить задачу. В них описаны реальные вызовы и проблемы, с которыми сталкиваются экостартапы.

Представив проект на конкурсе «Пермь — Пермь мастерская будущего», школьники стали одними из победителей и получили поддержку от ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез». Жюри отмечают, что дети всё чаще переводят свои идеи в игровой формат.

«В этом году особенно много проектов в виде игр. Появляются новые механики. Дети думают не только о том, как сделать проект, но и о том, как к нему привлечь других людей, как рассказать им об экологии. И как раз для школьников игры становятся понятным механизмом», — рассказала помощник генерального директора по связям с общественностью предприятия «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» Вера Мартынюк.    
   

«Было страшно, что не получится»

После сбора информации ребята приступили к упаковке игры. Школьники признаются, что на этом этапе они немного запаниковали, потому что объём работ был очень большой, и юные экологи просто не знали, за что взяться.

«Мы всё придумали, но как теперь собрать это во что-то цельное и понятное? Было страшно, что не получится. Но мы поняли простую вещь — главное просто начать делать», — поделилась Евгения Оборина.

«Энергия России» — это стратегия, которая знакомит школьников с энергетическим балансом традиционных и возобновляемых источников. Участники передвигаются по полю, покупают предприятия и пытаются их развить и сделать успешными.

Игрокам предстоит построить настоящий экостартап. Фото: Из личного архивa

Мама участников проекта также отметила, что все исследования и креативы — заслуга детей. Задача же взрослых была лишь в организации процесса, заказе печати и общем руководстве.

«Ребята попытались погрузить аудиторию в экопроблемы в таком интерактивном формате. Видимо, школьникам это более понятно и интересно. Мне захотелось и самому внести игропрактики в учебный процесс. Ребят с такими проектами я приглашал провести занятия для наших студентов. Мне кажется, что такой взаимный обмен тоже был бы всем полезен», — рассказал член жюри конкурса, доцент кафедры охраны окружающей среды ПНИПУ Александр Сурков.

Независимо от результата

Ученики школы № 93 в этом году представили два проекта и ещё один в составе сборной. Все они стали победителями. За пять лет участия в конкурсе ребята как выигрывали, так и проигрывали. Но дети точно знают: независимо от результата им будет весело и интересно.

«Организаторы уделяют внимание всем участникам на протяжении всего проекта. Даже если мы не побеждаем, мы всё равно участвуем в мероприятиях наравне с победителями. Поэтому никакого чувства сильного огорчения от проигрыша не бывает. Не всегда же побеждать, нужно давать шанс и другим!» — считает Евгения Оборина.

Ребята участвуют в конкурсе уже в пятый раз. Фото: Пресс-служба «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез»/ Сергей Королев

Планов на будущий год у ребят тоже ещё нет. Потому что они никогда не придумывают проект специально под конкурс. Все их идеи основываются на интересе и вдохновении. А уже потом могут быть сформированы в конкурсную заявку.

Педагог ребят считает, что такие занятия помогают формированию экологического мышления. Дети меняют сам образ мысли. Они видят не просто крышу дома, а место для солнечной панели.

«Дети, которые сегодня играют в нашу игру, завтра могут стать инженерами, проектирующими реальные станции, или политиками, принимающими “зелёные” законы», — считает Евгения Оборина.

Уже сегодня в «Энергию России» могут поиграть ученики образовательного учреждения. В старших классах ребята даже провели экоуроки. А в будущем игра может появиться и в других школах.