Подвиг уральских чекистов. Как в Прикамье ловили шпионов во время войны

Пока на Урале разворачивались шпионские игры, на фронте вовсю шла война. © / Министерство обороны РФ

Победа в Великой Отечественной войне ковалось не только на полях брани, но и совсем далеко от масштабных сражений и битв. Шпионские игры, подрывы заводов, устранение вражеских генералов – выполнение тех или иных операций могло повлиять на исход всего противостояния междй СССР и Германией.

   
   

Урал являлся одной из ключевых территорий для нацистских диверсий. По сегодняшний день существуют множество историй, как подтверждённых, так и нет, о шпионских миссиях в Молотовской области. Однако всё же стоит отметить, что именно благодаря грамотной работе пермских чекистов инцидентов в тылу страны удалось избежать.

«Не секрет, что у разведок фашистской Германии был солидный опыт мирового шпионажа, шантажа, диверсий. Но закономерно, что советская разведка, органы ЧК выиграли и это единоборство. Органы госбезопасности не только противостояли мощной разведывательно-подрывной машине фашистской Германии, но и парализовали её шпионскую, диверсионную, террористическую деятельность», – пишет генерал-майор Николай Щербинин в сборнике «Подвиг пермских чекистов».

Полная победа

Пожалуй, самой успешной операцией на территории Прикамья стало обезвреживание диверсионной группы «Ульм», состоящей из семи человек. Действия происходили зимой и летом 1944 года. Главной их задачей являлся подрыв работы промышленных предприятий Урала, а также железных дорог и других транспортных объектов.  

Десантирование шпионов прошло с серьёзными трудностями: вместо Кизела они оказались в глухой тайге Коми-Пермяцкого округа. Разведчики долго искали друг друга. Не обошлось и без потерь: один парашютист замёрз, повиснув на дереве, двое других из-за сильного голода и обморожений покончили жизнь самоубийством. Отмечались даже случаи каннибализма у других выживших.

   
   

Остальные разведчики, несмотря на перенесённые мучения, выбрались из тайги, но тут же были схвачены чекистами. Часть информации стала известна после рассекречивания документов архивов ФСБ. Согласно ним, 6 июня 1944 арестованные рассказали, что они в их основную цель входило заражение водопроводов города. Для этого им выдали маленькие ампулы с ядом, бактериями чумы, холеры и брюшного тифа, которые найти так и не удалось.

Советское руководство уже было обеспокоено проблемой массовых отравлений на заводах. В период между маем и июнем 1944 года на предприятиях отравились порядка 200 рабочих, двое погибли. В связи с поимкой преступников версия об использовании бактериологического оружия не подтвердилась.

Поймали с поличным

Не менее интересная история произошла на станции Шабуничи неподалёку от Краснокамска осенью 1943 года. В штаб чекистов явился с повинной агент фашистской разведки, сообщивший шокирующую для советского командования новость, – на Урал с помощью самолётов были заброшены три шпиона.   

Один из них сел на поезд, следующий в Пермь. Сразу же появились и приметы разведчика. Им оказался уроженец Мотовилихи, прошедший специальные курсы в Германии. Немедленно началась тотальная проверка всех вагонов: осматривали пассажиров, работников станций и перегонов.

Центр Перми во время Великой отечественной войны. Фото: Государственный архив Пермского края

В итоге шпиона поймали в поезде, не доехавшем до Перми какие-то сто километров. Диверсант, переодетый в форму советского военного, был безбилетником из-за чего и попал под подозрение. Подробнее события описывает писатель Галим Сулейманов в документально-художественном очерке о чекистах «Небесный капитан».

Во время обыска у шпиона обнаружились крайне «интересные» предметы: 40-ватная радиостанция, шифры и расписания связи, 100 тысяч рублей и пистолет с полной обоймой. На допросе опытные чекисты полностью раскололи предателя, который в мельчайших деталях рассказал обо всех выходцах из СССР, обучившихся в гитлеровской разведывательной школе, а также о тех, кто был закинут на советскую территорию.

Но самой главной победой стало умение советских чекистов договариваться с пленником. Он  согласился до конца войны выходить в эфир и передавать липовые разведанные с Урала, надиктованные ему советскими органами. Это был по-настоящему крупный успех в двойной игре в разведывательных радиоиграх между Германией и СССР.