Крупные федеральные сети продолжают теснить региональных игроков на розничном рынке продуктов питания в Пермском крае. При этом на долю четырёх ритейлеров («Пятёрочки», «Магнита», «Семьи» и «Монетки») приходится почти 41 %.
Это следует из данных пермских антимонопольщиков: они подсчитали доли сетей в общем объёме продовольственной продукции, проданной в регионе в 2020 г.
Экспансия федералов
Если взять последние годы, то федеральные ритейлеры планомерно наращивают свои доли и влияние на розничном рынке продуктов в Прикамье. В то время как региональные сети постепенно сдают позиции. Не стал исключением и пандемийный 2020 г.
Квартет ритейлеров-лидеров по доле в Прикамье выглядит так: «Пятёрочка» (16,6 %), «Магнит» (13,3 %), «Семья» (6 %) и «Монетка» (5 %). А вот по Перми расклад иной. В краевой столице по итогам прошлого года в лидеры вырвался «Магнит» (10,5 % против 9,1 % в 2019 г.). Второе место сохранила «Семья» (было 9,7 %, стало 8,9 %). «Пятёрочка» с первого места опустилась на третью позицию (было 11,6 %, стало 8,2 %). Как и в целом по краю, «Монетка» занимает в региональной столице четвёртое место (было 3 %, стало 3,8 %).
Где перебрали?
«Как и в прежние годы исследования, в 2020 г. доминирующих сетей в Пермском крае не установлено: доля трёх крупнейших участников рынка состаила всего 35,9 %. На отдельных территориях индивидуального доминирования также не зафиксировали. Ни одна из сетей не занимает долю свыше 50 %. Наибольший показатель – у «Пятёрочки» в Косинском и Гайнском районах: 44,4 % и 31,6% рынка соответственно», – объясняет Дмитрий Шилов.
Вообще только два ритейлера «заступили за флажки» в отдельных территориях. Помимо Косинского и Гайнского районов, «Пятёрочка» превысила порог в 25 % (от объёма всех проданных на территории продовольственных товаров) ещё в 11 муниципалитетах. У «Магнита» перебор наблюдается в четырёх территориях. По закону, в этих муниципалитетах данным сетям теперь нельзя приобретать и арендовать новые площади под свои магазины.
«А эксклюзивные товары легче продавать, когда ты небольшой игрок. Региональные сети выигрывали конкуренцию за счёт эксклюзивных предложений: или с точки зрения товаров местных производителей, или за счёт поставок в премиальном сегменте, как «Семья». На фоне падения уровня реальных располагаемых доходов люди вынуждены экономить. Это заставляет покупателей идти в федеральные сети, которые из-за объёма закупок способны предложить лучшие цены. Думаю, эта тенденция будет продолжаться, пока доходы населения не начнут расти», – считает Антон Любич.