Школьник в командировке. Как живут дети, с ранних лет ушедшие в профессию

Многие родители мечтают вырастить из своих детей чемпионов Олимпиады и мира. © / Руслан Ишмухаметов / АиФ

Трагедия с гибелью 14-летней модели из Перми в Китае всколыхнула российское общество, вызвав массу дискуссий и споров. Оказалось, что девочка работала в чужой стране без медицинской страховки. Следователям предстоит выяснить, повлияло ли это на то, что пермячка поздно обратилась за врачебной помощью и потеряла шансы на спасение. У многих возник и такой вопрос: «Как можно в столь раннем возрасте отпускать детей работать за рубеж?»

   
   

Что уже известно об обстоятельствах смерти девушки и почему наши дети выбирают такие трудоёмкие хобби, которые становятся не просто увлечением, а профессией - в материале «АиФ-Прикамье».

 

Грезят славой

Первые шаги в модельном бизнесе Влада сделала несколько лет назад в пермском агентстве «Грейт Модел». Его директор Эльвира Зайцева говорит, что не является сторонницей того, чтобы девочки в столь раннем возрасте выезжали на работу за границу.

«Конечно, зачастую поездки детей за границу для работы в модельном бизнесе и участия в конкурсах красоты – это решение родителей. Нередко ими движут нереализованные мечты, излишняя влюблённость в своего ребёнка. Они не могут устоять перед искушением славой и победами, которых могут добиться их дети. На мой взгляд, для участия в подобной работе и конкурсах красоты ребёнок должен быть внутренне готов, эмоционально и физически окрепнуть, уметь принимать как победы, так и поражения. Поэтому важно тонко подойти к психологии ребёнка, оценивать его таланты, а не внешние данные. Иначе могут сформироваться психологические комплексы и блоки, которые потом перенесутся во взрослую жизнь. Наша главная задача – чтобы ребёнок адаптировался к социуму, научился себя позиционировать, развивал умение общаться, находить язык с другими людьми», – говорит Эльвира Зайцева.

Поблажек юным нет

О том, как устроен модельный мир изнутри, «АиФ-Прикамье» рассказала уроженка Перми и модель Елена Зотова, которая и сама не раз работала в Азии.

«Несовершеннолетние модели часто отправляются работать за границу. Это в модельном бизнесе в порядке вещей: чем раньше начинаешь ездить, тем лучше для карьеры. Когда я была в Азии несколько лет назад, со мной в апартаментах жили 16-17-летние русские девочки. Вообще модельный бизнес – молодая индустрия. Девочки из моего агентства летали в Японию, к примеру, уже с 13 лет. Совсем юные модели обычно так и начинают карьеру – с поездок в Азию. Там они набираются опыта, накапливают снимки для портфолио. В их случае деньги, как правило, играют второстепенную роль. За деньгами в Азию приезжают взрослые модели. Чаще всего те, кто понимают, что в Европу им уже не пробиться, а в Азии ещё можно заработать», – говорит Елена Зотова.

   
   

По её словам, рабочий день у модели бывает разный.

«В Европе он строго нормирован и длится не больше восьми часов. В Китае такого нет. Можно с утра до вечера работать на съёмках какого-нибудь каталога. Это иногда жёстче, чем кажется. Конечно, не сравнить с работой людей, чья профессия подразумевает тяжёлый физический труд. Но порой ты приходишь в студию рано утром и, как робот, переодеваешься из одной одежды в другую до поздней ночи, пока не отснимут фотографии для целого каталога. Лично я с каким-то неадекватным отношением в Азии никогда не сталкивалась, но модели мне неоднократно рассказывали, что из-за объёма работы им приходилось тяжело. Для юных манекенщиц особых поблажек нет. Часто всё зависит от клиентов или места. К примеру, в Японии очень хорошее отношение к девочкам. Не хочу плохо говорить о Китае, но чаще всего о нём отзываются как о стране с более жёсткими условиями работы. Но опять-таки многое зависит не от страны, а от агентства», – добавляет Елена.

Она допускает, что к трагической смерти пермской школьницы мог привести комплекс причин: и болезнь, и скопившаяся усталость.

Нужен контроль

Однако Эльвира Зайцева исключает возможность того, что 14-летняя пермячка умерла в Китае, как писали некоторые СМИ, из-за перегрузки: якобы во время Недели моды в Шанхае трудовой день юной модели мог длиться 13 часов.

«В моделинге всё очень чётко по времени. Участницы не смогут работать по 13 часов. Да, порой не очень востребованные модели вынуждены брать несколько площадок, чтобы заработать деньги. Но все проекты, в которых участвовала Влада, хорошо оплачивались. По контракту ей разрешалось трудиться не больше восьми часов в день. Работа ей очень нравилась, девочка любила фотографироваться, позировать, участвовать в показе коллекций. На мой взгляд, Влада умерла от болезни, которая стремительно развилась на своей последней стадии. Возможно, если бы заболевание диагностировали раньше, то были бы шансы ребёнка спасти», – полагает Эльвира Зайцева.

Тем не менее трагическая смерть пермской школьницы заострила несколько вопросов. Среди них – контроль за модельными агентствами. Как говорят эксперты, в той же Перми есть немало организаций, которые под прикрытием модельных агентств занимаются неизвестно чем. Порой девушки сами ищут скаутов и отправляются за рубеж, полагая, что едут на работу в модельные агентства, а на деле попадают в бордели.

По словам Эльвиры Зайцевой, назрела необходимость в целом поднять проблематику детского труда, отрегулировать правовое и юридическое поле.

«Те же спортсмены, танцоры тоже начинают карьеру с ранних лет. Режим занятий, отношение к детям в этих сферах такое же, как и в моделинге. Но если для того же профессионального спорта трудовое законодательство отрегулировано более чётко, то в моделинге такого нет», – поясняет Эльвира Зайцева.

Проверка прошла: отпустили законно

В гимназии, где училась погибшая в Шанхае модель, провели проверку. Специалисты городского департамента образования оценили, насколько администрация гимназии соблюдала права детей.

«Форму обучения ребёнка определяет законный представитель. По заявлению родителей образовательному учреждению необходимо создать условия для качественного обучения ребёнка. Дистанционное обучение может быть организовано для детей, которые отсутствуют в школе по разным причинам: спортивные сборы, нахождение на длительном лечении, карантин в школе и т. п. Для таких учащихся разрабатывается программа, перечень тем по предметам, устанавливаются сроки сдачи контрольных точек», – пояснили в департаменте образования.

Мама юной модели написала заявление, и с 1 сентября 2017 г. ученицу перевели на дистанционное обучение. Школьнице определили восемь предметов и сроки сдачи самостоятельных работ. Через электронный дневник девочка получала задания (как и другие ученики гимназии, которые учатся не дистанционно). В октябре школьница прислала учителям выполненные задания по нескольким предметам.

«При организации обучения девочки педагоги постоянно поддерживали связь с родителями. Согласно положению о дистанционном обучении ответственность за результаты обучения лежит как на школе, так и на родителях», – рассказали в департаменте.

По результатам проверки комиссия не выявила нарушений и установила, что администрация гимназии руководствовалась действующим законодательством РФ.

СПРАВКА
• По закону (п. З ст. 44 ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в РФ») и уставу школы (п.4.14.1. Устава Учреждения) родители школьников имеют право выбирать формы обучения с учетом мнения ребенка. При этом администрация образовательного учреждения не имеет права отказывать им в выборе. Обучающиеся дистанционно являются полноправными учащимися. Школа отвечает за организацию обучения, консультирует, обеспечивает учебным материалом, проводит диагностику, осуществляет промежуточную аттестацию. Родители (законные представители) несут ответственность за результаты обучения ребёнка. • В соответствии с ч. 2 ст. 13 этого же закона при реализации образовательных программ используются различные технологии, в том числе дистанционные и электронное обучение. Порядок их применения утверждён приказом Минобрнауки России № 816 от 23августа 2017 г. «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

Зарабатывать на ребёнке – плохо

Педагог-психолог высшей квалификационной категории, психотерапевт Наталья Малекова:

«Сейчас принято отдавать детей на работу в коммерческие структуры, в том числе в модельный бизнес. Конечно, детская психика ещё не готова к серьёзным нагрузкам. Хотя сам по себе труд, даже детский, важен. Трудиться – это замечательно. В труде формируются важные черты характера: вырабатываются дисциплина, аккуратность, самоорганизация, умение формировать задачи и т. д. Но если у родителя стоит только задача заработать деньги, получить прибыль от детской работы, если он начинает манипулировать и шантажировать ребёнка, то это уже не труд. К сожалению, сегодня и взрослые, и дети очень внушаемые, зависят от социальных сетей, от признания. В результате происходит подмена понятий, когда главенствует внешний фактор – быть на обложке, прославиться, получать деньги. Всё это имеет отдалённое отношение к глубинной сущности труда».

Успех стоит жертв?

Модельный бизнес – далеко не единственная сфера, где изначально амбиции родителей «двигают» ребёнка к успеху. Но чтобы его добиться, детям приходится многим жертвовать, затрачивать нечеловеческие усилия.

Одна из таких сфер – профессиональный спорт. Многие родители мечтают вырастить из своих детей чемпионов Олимпиады и мира. Порой это приводит к личным трагедиям. Показателен пример фигурист­ки из Екатеринбурга Юлии Липницкой. Самая юная олимпийская чемпионка-одиночница в фигурном катании (Юля выиграла титул в возрасте 15 лет), чемпионка Европы, серебряный призёр чемпионата мира. Но за эти ранние блестящие победы Юля заплатила высокую цену – травмами, психическими проблемами, анорексией. В августе этого года 19-летняя спортсменка завершила свою карьеру в фигурном катании.

Впрочем, бывают и более жизнерадостные истории. Пермячку Дарью Фадееву мама привела в фигурное катание, когда девочке было шесть лет.

«Фигурное катание – это любимый вид спорта моей мамы, поэтому это был её выбор. Но я не жалею, что мама отдала меня в секцию. Понятно, что многие виды спорта травмоопасны. Но, видимо, я просто везучая и не получала серьёзных травм. А вот мой муж, как и большин­ство фигуристов, имеет проблемы с менисками и связками. У многих из-за прыжков проблемы со спиной», – говорит Дарья.

Ей фигурное катание помогло найти профессию и встретить мужа. Когда Дарье было 17 лет, её пригласили выступать в ледовых шоу в Чили. Пермячке оставалось всего полгода до окончания школы, но девушка сделала выбор в пользу работы за рубежом.

«Это уже был мой выбор и моё осознанное желание. Родители были ни за, ни против. Просто приняли мой выбор. Только бабушка выступила против. Наверное, потому что она всю жизнь работала в школе учительницей. Но и она потом смирилась с моим решением», – вспоминает Дарья Фадеева.

По её словам, условия труда в Чили были разумными.

«В день у нас было одно шоу, которое длилось всего два часа. Плюс час уходил на разминку, так что работала я всего по три часа в сутки. Был один выходной – в понедельник. Кстати, медицинская страховка у нас была. Она входила в условия контракта. Без неё меня бы не взяли на работу», – говорит пермячка.

В Чили она познакомилась с будущим мужем – фигуристом из Самары. С ним они вместе так и работают за рубежом: пара колесит, вернее, плавает по миру на круизном лайнере, где выступает в ледовых постановках. А школу Дарья окончила только в 20 лет.

«Училась по Интернету: мне присылали задания, а я отправляла ответы. Потом сдавала ЕГЭ в Перми вместе со всеми выпускниками. Когда начали работать на круизных лайнерах, окончила курсы тренера по фитнесу и тренера по фигурному катанию в США», – добавляет пермячка.

Дарья признаётся, что хочет и дочку увлечь фигурным катанием.

«Но пока она не любит его: боится льда, говорит, что он холодный и скользкий. Зато любит кататься на руках или спине у папы! Совсем как я, – улыбается пермячка. – Конечно, попробую дочку поводить на занятия, когда ей исполнится шесть лет. Но если ей не понравится, заставлять не стану. Пока Стасе больше нравятся танцы и пение».

«В четыре года меня привели на фигурное катание. Но мои занятия этим спортом продлились недолго. Тренировки начинались поздно вечером и дворец спорта располагался далеко от дома. Это мне не нравилось, и вскоре я прекратила кататься, так особо и не научившись ничему. Тогда родители присмотрели мне новый кружок танцев. Хотя я была скромной и стеснительной, но мне понравилось танцевать и находиться на сцене. За кружком последовала балетная школа. 

Не припомню, чтобы занятия в балетной школе мне давались тяжело. Наоборот, у меня было насыщенное детство со спектаклями длительными гастролями. Какому ребёнку не понравиться побывать в Японии, пропустив при этом несколько уроков алгебры и физики?
В 16 лет я приняла важное для себя решение – поступать в Пермское хореографическое училище, которое мне посоветовал мой педагог. Никто из родных меня не отговаривал. Только настраивали на то, что я выбрала непростую профессию. И в училище уже было сложней: перед тобой ставились другие задачи, нагрузки увеличивались, а семья находилась далеко. Но как бы не было сложно, привыкла ни о чём не жалеть и двигаться дальше. Преодоление себя является одним из важных качеств нашей профессии. 

Очень благодарна тем людям, которые меня окружают и моим любимым родителям. Если бы мне дали в пользование машину времени, я бы даже не стала заводить её. Нет смысла сожалеть о прошлом, нужно быть внимательным к настоящему!», - рассказывает ведущая солистка Пермского театра оперы и балета Инна Билаш.

После Олимпиад «вырубало»

Многие в Пермском крае искренне сопереживали и радовались победам Василия Югова на международных школьных олимпиадах по физике. Однако «золотые дубли» на Азиатской и Международной олимпиадах дались выпускнику школы № 146 нелегко.

«Первые олимпиады, когда Василий только карабкался вверх, не сказал бы, что дались ему тяжело. Да, на пару дней после всероссийских олимпиад его «вырубало», как и других ребят. Пустой взгляд, абсолютная сосредоточенность внутри себя: все участники просматривают свои задания и решения снова и снова, ищут ошибки. Потом наступает более-менее спокойное состояние. Ну а когда уже оглашали результаты, то начались переживания по поводу места, а впереди ждала апелляция. Но всё-таки это был ещё не тот уровень, когда Василий сильно выматывался психологически», – говорит его отец Дмитрий Югов.

По его словам, настоящее испытание началось тогда, когда сын стал реальными претендентом на попадание в сборную страны по физике.

«Самое сложное в международной олимпиаде – попасть в национальную команду. Потому что ребята из Москвы, Санкт-Петербурга и Саран­ска очень сильные, конкуренция запредельная. Поэтому основная нервотрёпка началась именно на этапе отбора в сборную страны. Конечно, такое напряжение сил сказывалось. После отбора и участия в олимпиадах Василий мог замкнуться в себе, возникали депрессивные состояния. Это длилось примерно неделю. Здесь очень выручали ежедневные прогулки пешком по часу-полтора. После участия в олимпиадах всегда падал иммунитет, начинались болезни. В общем, пользы для здоровья от олимпиад никакой», – признаётся Дмитрий Югов.

Конечно же, большую роль в успехе сына сыграла семья.

«Когда мы поняли, что парень взлетит на самый верх, по­старались помочь ему во всём. Помогали провести психологическую разгрузку после состязаний. График своей жизни под него подстраивали, старались обеспечить чёткий режим дня для Васи при подготовке к международным олимпиадам. Ведь за 20-25 дней начиналась серьёзная ежедневная работа по 4-5 часов, которая включала в себя прорешивание заданий с международных олимпиад в прошлые годы, штудирование литературы. После каждый день обязательно отправлялись с сыном на прогулку», – вспоминает Дмитрий Югов.

Папа уверен, что его сын ни о чём не жалеет.

«Есть движение ребят-олимпиадников. Это самый настоящий спорт, который составляет смысл и суть их жизни. Не думаю, что Василий чем-то жертвовал. Тем более что он достиг всего, о чём только может мечтать олимпиадник. Уверен, была бы у сына возможность снова пройти этот путь, он бы, не раздумывая, его повторил», – добавляет отец.

Сейчас Василий учится на первом курсе МФТИ и уже вошёл в сборную вуза по теоретической физике, которая 20 ноября примет участие во всероссийской олимпиаде среди студентов в Казани. Кроме того, участвует в подготовке школьной сборной страны по физике.

Готовы к боли и крови

Тренер, официальный представитель Федерации спорта на пилоне России и воркаута в Пермском крае Роман Камалов:

«Мы отдали нашу дочку в фигурное катание, когда ей было 3,5 года. Сказалось, что жена профессио­нально занималась этим видом спорта. Плюс в Перми сильная школа фигурного катания в «Орлёнке».

Злате нравится заниматься, она почти всегда с удоволь­ствием идёт на тренировки. Хотя тренировочный процесс у маленьких фигуристов очень сложный. Сейчас дочке 5,5 лет. Она тренируется шесть раз в неделю. Современное фигурное катание задаёт жёсткий и быстрый темп.

Конечно, бывают такие моменты, когда Злата сильно устаёт, переутомляется. Нужно уловить это, чтобы не допустить перетренированности. У нас возникали такие случаи. Но, к счастью, опыт моего спортивного прошлого подсказывал, когда нужно снизить нагрузки, дать отдохнуть и не давить на неё в психологическом плане.

Это тонкая грань, нужно знать своего ребёнка очень хорошо, так как маленькие дети не понимают, что такое банальная усталость от тренировки, а что такое длительное накопительное утомление.

Если родители грамотно подходят к тренировочному процессу сына или дочери, помогают ему психологически, то ему будет нравиться заниматься любым видом спорта. Но если пытаться сделать из ребёнка уже в 5-6 лет профессионального спортсмена, то, возможно, скоро родители столкнутся с большими проблемами со здоровьем. Профессиональный спорт начинается в более позднем возрасте, и здесь самое главное – грамотно подвести ребёнка к этому периоду, не испортив его здоровье и не отбив желание заниматься.

В профессиональном спорте любой результат достигается большим объёмом работы, физических и психологических нагрузок, болью, потом и кровью. Родителям нужно понимать, что их ребёнок пройдёт через всё это. Плюс в более зрелом возрасте начнут появляться микротравмы, а в некоторых случаях серьёзные травмы. Результат в спорте высших достижений по-другому не даётся. Злату мы ориентируем на профессиональный спорт. Понимаю, как это будет тяжело. Но вся наша жизнь – это своеобразное соревнование, и спорт даёт все навыки состязательного процесса, которые в жизни всегда пригодятся».

Что  разрешает  трудовой  кодекс?

■ Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими 16 лет.

■ 15-летние подростки, получившие общее образование либо по закону оставившие общеобразовательную организацию (до получения основного общего образования или отчисленные из указанной организации и продолжающие получать образование по другой форме обучения), могут заключать трудовой договор для выполнения лёгкого труда, не причиняющего вреда их здоровью.

■ С письменного согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор могут заключить с ребёнком, получившим общее образование и достигшим 14 лет. Также эта норма действует для тех 14-летних подростков, кто продолжает учиться. В свободное от получения образования время им разрешается лёгкий труд, не причиняющий вреда здоровью и не наносящий ущерба освоению образовательной программы.

■ Заключение трудового договора с детьми младше 14 лет возможно с согласия одного из родителей (опекуна) только для работы в организациях кинематографии, театрах, театральных и концерт­ных организациях, цирках для участия в создании и (или) исполнении произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию. Трудовой договор от имени работника в этом случае подписывает его родитель (опекун). В разрешении орган опеки и попечительства указывает максимально допустимую продолжительность ежедневной работы и другие условия труда.

ТК РФ, ст. 63 Возраст, с которого допускается заключение трудового договора.