Слова скорби и соболезнований присылали пермякам люди из разных уголков страны и мира.
Горел ещё в небе
Трагедия произошла 14 сентября в 5.09 утра при заходе на посадку самолёта, летевшего рейсом № 821 из Москвы. Десятки пермяков писали потом в соцсетях, что проснулись ранним дождливым утром от оглушительного гула и видели, как к земле летел уже объятый пламенем самолёт.
Потом был сильнейший удар: многотонный самолёт врезался в железнодорожное полотно Транссибирской магистрали. Падение произошло рядом с жилыми домами на ул. Карпинского. Огромный огненный столб поднялся в небо, рельсы вздыбились, обломки лайнера и останки тел разметало по площади более 4 км. Не выжил никто.
Несколько суток на месте трагедии работали сотрудники МЧС, спасатели, следователи, сотрудники правоохранительных органов. Грузили обломки самолёта, отвозили их в аэропорт, а всё остальное, что имело отношение к разбившемуся авиалайнеру, собирали в пластиковые пакеты. Во время этих работ все пути к месту падения самолёта перекрыли.
Убитые горем родственники неделю ждали новостей в оперативном штабе, развёрнутом в бывшем ДК Гознака. В зале висели стенды с именами погибших пассажиров. В списках было немало одинаковых фамилий: люди летели целыми семьями. Возле штаба дежурили скорые, с родными жертв авиакатастрофы работали психологи МЧС, беседовали священнослужители.
Первые похороны прошли в Перми лишь через месяц после ЧП. Всё это время в Екатеринбурге специалисты проводили ДНК-экспертизу собранных на месте падения останков. Чтобы похоронить пассажиров злополучного рейса рядом, родственникам выделили целый квартал на Северном кладбище.
Пилот не виноват?
Расследованием причин пермской авиакатастрофы занялся МАК. Первые выводы, которые озвучили специалисты Росавиации через два месяца после случившегося, были такими: причиной падения самолёта явились «отсутствие взаимодействия в экипаже и недостатки всей системы его подготовки к полётам».
А через полтора года МАК объявил об окончательном завершении расследования. Официальные выводы: «Причиной авиационного происшествия явилась потеря пространственной ориентировки командиром воздушного судна, осуществлявшим активное пилотирование самолёта на заключительном этапе полёта, что привело к перевороту самолёта через левое крыло, его вводу в интенсивное снижение и столкновению с землёй. По результатам судмедэкспертизы установили факт наличия этилового алкоголя в организме командира воздушного судна перед смертью».
Уголовное дело по ст. 263 УК РФ «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлёкшее смерть двух и более лиц» прекратили с формулировкой «в связи со смертью подозреваемого». Затем это решение отменили, а дело отправили на дополнительное расследование. Но летом 2012 г. вновь прекратили в связи со смертью человека, подлежащего привлечению к уголовной ответственности.
Родственники погибших пассажиров не верили в версию «пьяного пилота Родиона Медведева» и несколько лет настаивали на том, чтобы следователи озвучили весь комплекс причин крушения. Разбившемуся самолёту было 16 лет. До того, как судно попало в Россию, его активно эксплуатировали авиакомпании Китая. В поисках правды люди готовы были дойти до Страсбургского суда, однако все их попытки добиться пересмотра дела потерпели крах.
К первой годовщине авиакатастрофы на месте падения «Боинга» открыли Мемориальный комплекс, посвящённый жертвам того рокового рейса. Каждый год 14 сентября ровно в пять утра туда приходят пермяки, которые так и не дождались своих родных, близких, любимых. Они зажигают свечи и служат молебен. А днём в небо над Мемориалом взлетают 88 шаров с именами тех, кто уже никогда не вернётся.
«Годы идут, а боль всё не проходит», «Мы всё равно помним и любим», «Я люблю тебя, мама», «Время не лечит. Нисколько. Их нет, и нас не стало», «А я всё ещё не верю, что её нет. Такая молодая и красивая», – делятся своим горем те, кто так и не смог встретить тот злополучный рейс № 821.