Последние события внесли много изменений в нашу жизнь. Пока мужчины получают повестки, женщины учатся жить без кормильцев в семье, собирают вещи для резервистов и ищут поддержку друг в друге.
Председатель Пермского краевого совета женщин Лилия Ширяева рассказала perm.aif.ru, что объединяет тех, кого принято называть слабым полом, почему меняется роль женщины в современном обществе и что может помочь пережить самые сложные времена.
Обострение качеств
Ольга Семёнова, «АиФ-Прикамье»: Вы активно подключились к помощи семьям мобилизованных. Что вас толкнуло на это и как идут дела?
Инициатива называется «Помощь здесь. Пермский край». Смысл её в том, чтобы объединить усилия всех органов власти и неравнодушных жителей, а также избавиться от непонимания и несостыковок.
Для помощи мобилизованным делается многое – и властями, и общественными объединениями, и НКО, и жителями. Но порой, когда помощь нужна, люди не знают, куда обратиться. У них складывается ощущение, что они в вакууме и никому не нужны. Наша задача – изменить эту ситуацию, снять напряжённость и показать пути решения. Так, возможность получить психологическую и юридическую помощь имеется круглосуточно. Мы создаём алгоритмы по уже проработанным проблемам и выстраиваем новые пути решения нестандартных ситуаций.
На этой неделе заработал наш сайт и группа в соцсети «Вконтакте» «Помощь здесь. Пермский край». Мы объясняем, что делать при ошибочной мобилизации, как получить меры поддержки, как оформить кредитные каникулы.
Встречаемся с тем, что многие стесняются просить о помощи совсем или до тех пор, пока ситуация не станет критической. Важно преодолеть эти стереотипы. Не нужно считать, что обращаться к психологу и социальному участковому стыдно. Это нормально. А при некоторых сложностях – даже необходимо. И вариант разряжения обстановки будет найден!
– Сегодня женщины борются за права ошибочно мобилизованных родных, вяжут носки бойцам, собирают гуманитарную помощь… Можно ли говорить о том, что с мобилизацией роль женщин изменилась, что они вышли на первый план?
– Сейчас обостряются женские качества. В первую очередь – милосердие. Женщины откликаются на происходящее. Кто-то – в виде помощи. А кто-то – в форме гнева. Это видно по комментариям в соцсетях: женщины сердятся и ругаются. На мой взгляд, это тоже проявление милосердия, просто неуравновешенное. Они хотят помочь, но не знают как. Потому выплёскивают негатив и так выражают свою обеспокоенность и небезразличие.
Другая черта, которая сейчас обострилась, – забота. Женщины стремятся оказать посильную поддержку всем, кому только могут: не только родственникам, но и чужим людям. Шьют-вяжут, помогают с оформлением документов, обращаются с жалобами в органы...
И третье качество – ответственность. Женщины поддерживают мужчин и при этом продолжают выполнять стандартные функции: занимаются ведением домашнего хозяйства, воспитывают детей, работают. Да, на них много всего взвалилось, но никто не жалуется.
Помимо добрых и нежных качеств женщины обладают невероятной силой. Они способны вершить судьбы. Я надеюсь, что это поможет изменить ситуацию.
Ноша на плечах
– Сейчас многие стали говорить о развитии в России сестринства – женщины поддерживают друг друга, объединяются для решения задач и т. д. Есть ли у нас в крае женское сообщество?
– В Пермском крае очень много женских объединений – от кружков по рукоделию до клубов женщин-руководителей. Такие сообщества появляются, потому что женщины хотят общаться, быть вместе. Благодаря такому общению женщины меньше выгорают, отвлекаются от домашней и рабочей рутины. У них появляется возможность переключиться на созидание, сделать что-то нужное. Совместное творчество заряжает их энергией, которую они потом передают другим, наполняют ей своих мужчин.
Думаю, что таких объединений сейчас будет больше. И это хорошо. В тревожной ситуации важно иметь соратников и получать эмоциональную подпитку.
– Сейчас в наиболее уязвимом положении оказались женщины в территориях края: мужчин мобилизовали, и на женщинах остались дом, семья, работа. Всё легло на плечи «слабой» половины. Как им быть?
– Да, нам поступили сообщения с просьбами наколоть дрова, расчищать снег зимой. Пока это разовые обращения. Но если их число вырастет, то надо будет заранее продумать организацию такого рода помощи в территориях.
Женщина не должна в одиночку справляться со всей трудной мужской работой, в этом ей надо помочь. Способы решения есть – это и волонтёры, и подрядчики в муниципалитетах. Мы не оставим женщин наедине с непростым положением.
– Губернатор уже сказал, что мы столкнёмся с тем, что женщины начнут работать на направлениях, которые мы привыкли считать мужскими. Как относитесь к этому?
– Я за то, чтобы тяжёлый физический труд на женщину не сваливался. Но в то же время давно борюсь со стереотипами по поводу того, что женщины не могут сравниться с мужчинами, к примеру, в профессиях технического плана. У нас есть талантливые женщины-строители, учёные в области точных наук и т. д. Во многих подобных вопросах мужчинам предстоит перестать смотреть на женщин свысока.
Не знаю, будут ли у нас женщины-трактористы. Но уверена, что если будет нужно или если они захотят этого сами, то сядут за баранку трактора и смогут управлять им не хуже мужчин.
– Сумеют ли мужчины принять такую «перестройку» ролей? Может быть, это и станет той дорожкой к равноправию, о котором говорят последние годы?
– Это больная тема, которую Союз женщин России часто поднимает. В теории и на бумаге у нас уже давно равноправие. Но на практике мы, к сожалению, видим, что это не всегда так, особенно в трудовой сфере. Женщины часто находятся на вторых ролях: им отдают должности заместителей и рядовых работников, а не руководителей. Женщины и мужчины на одинаковых должностях получают разное вознаграждение за свой труд. Работодатели неохотно берут на работу женщин с детьми или в возрасте старше 45 лет. То есть проблемы реально существуют.
Чтобы преодолеть всё это, нужно время. Не думаю, что последние события помогут прийти к равноправию. Скорее, женщинам будут отдавать роли помощниц: мужчины останутся на переднем фланге, а женщины будут олицетворять крепкий тыл.
– Вы были депутатом ЗС, сейчас руководите общественной организацией. Где легче быть в тяжёлые для страны времена – в законодателях или в общественниках?
– Во власти вообще трудно, в любые времена. Во-первых, потому что есть ограничения: часто ты не можешь решить задачу, потому что не за тобой последнее решение. Во-вторых, нет возможности полностью проявить себя как личность, поскольку работаешь в определённых рамках. В-третьих, на власть сыпется негатив, а он ожесточает чиновников.
Работа же в некоммерческой организации даёт массу возможностей. Ты ничем не ограничен, кроме устава, а он нацелен на великие дела. Наши общественники обладают полётом фантазии и набором возможностей, выходят со своими инициативами на федеральный (к примеру, Анастасия Гилёва) и даже на международный уровень (как Ольга Зубкова). То, что делают наши женщины, вызывает гордость. И это безусловный пример для подражания.
– Есть какие-то личные рецепты, как эмоционально справляться в это время?
– Для себя я нашла выход в простых вещах. Делай то, что должно – и будь что будет. Смысл в том, чтобы найти место, где будешь полезен. Хорошо делать свою работу, просто создавать, исходя их своих возможностей и способностей, добро для тех, кто вокруг тебя. Помогать тем, кому сейчас хуже, чем тебе. Для меня этим выходом стала наша с Ириной Ермаковой инициатива по помощи мобилизованным и их семьям.