Объединение, укрупнение, оптимизация: к таким словам мы уже привыкли. Эти процессы идут, кажется, во всех областях нашей жизни. Но именно в социальной сфере они взывают больше всего вопросов и беспокойства.
Слишком мало душ
Процесс объединения школ в крае идёт уже давно. В единое юридическое лицо соединяют учебные заведения как в Перми, так и в территориях региона. В этом году объединение коснулось и двух образовательных учреждений на севере Прикамья: школу в с. Доег присоединили к Юсьвинской средней школе им. народной артистки РФ А. Г. Котельниковой. На встрече депутата ЗС Вагаршака Сарксяна с работниками образования и культуры района выяснилось, что объединение прошло, мягко скажем, не очень гладко.
«Прежде педагоги доеговской школы получали в среднем около 22 тыс. руб. Так как учеников мало и учебное заведение малокомплектное, то школа получала соответствующие дотации на оплату труда педагогов. В нашей же школе учеников много, поэтому мы получаем деньги в зависимости от количества учеников. Другими словами – находимся на подушевом финансировании, – пояснил Сергей Щербаков. – Когда доеговскую школу присоединили к нам, то она стала нашим структурным подразделением. И учителя школы Доега стали получать зарплату по подушевому принципу, как и наши. Учеников в школе мало, поэтому резко упала и зарплата».
Механизм не сработал
«Юсьвинская школа на выплату зарплаты педагогам Доега не получила ни копейки. И такая ситуация с зарплатами сложилась ещё в нескольких малокомплектных школах», – пояснила Ольга Якимова.
«Управление образования Юсьвинского муниципального района не информировало ведомство о потребности в дополнительном финансировании школ-структурных подразделений в четырёх населённых пунктах: Доег, Тукачева, Крохалево, Тимино. О сложном положении, в котором оказались педагоги малокомплектных школ, стало известно только после встречи с депутатом и журналистского запроса, – говорит Ксения Хромко. – Министерство образования выделило необходимые средства. Они поступят в Управление образования в ближайшее время. Ранее управление подавало заявление на дополнительное финансирование одной школы, которую впоследствии ликвидировали. Кстати, деньги поступают в район не на каждую школу в отдельности, а в целом в Управление образования, которое распределяет их на подведомственные учреждения».
В Министерстве пояснили, что неоднократно в течение года обращали внимание всех начальников Управления образования районов о недопустимости необоснованного снижения зарплаты педагогов. Такая ситуация возникла исключительно из-за халатного подхода к распределению финансовых средств. В основе процесса объединения школ должны быть интересы детей, а сэкономленные средства оставаться в школе и идти на её нужды.
По закону реорганизация или ликвидация муниципальных образовательных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления. Причинами реорганизации являются, например, значительное уменьшение числа учеников, недостаточность педагогического состава и материально-технических средств для введения современных инновационных методов в процесс обучения.
Кстати, как стало известно, по приказу краевого Министерства образования в три района Коми округа, Юсьвинский, Кочёвский и Юрлинский, поступят дополнительные средства на выплату зарплаты учителям. Юсьвинский район получит около пяти миллионов рублей.
Смотрите также:
- Школы под нож? Почему в Пермском крае повально объединяют учебные заведения →
- Забег за зарплатой. Почему многие учителя работают на несколько ставок? →
- Почему в школе заставляют сдавать деньги на мясорубку? →