В обнимку с тёплым котом. Жительница Прикамья нашла хобби, дающее свободу

В творческой семье Удаловых уже десять лет рождаются авторские игрушки. © / Ольга Семёнова / АиФ

В этом году свои творения на ярмарку привезли более 200 ремесленников из разных территорий Прикамья. Среди всех работ, представленных на выставке, особый ажиотаж – около стенда с авторскими игрушками Ирины Удаловой – «тёплыми котами». Рядом с мастером – её муж Валерий, известный краснокамский художник. Уже десять лет Ирина создаёт своих оригинальных котиков.

   
   

Мир хвостатых

Заниматься творчеством она стала благодаря супругу.

«Мой муж –  резчик по дереву. С ним я ездила на разные выставки. Так как всегда любила котов (кстати, даже родилась в марте, как и муж), фотографировала работы в разной технике: батик, керамика, фарфор – всё, что связано было с котами. В какой-то момент подумала: «А почему бы не попробовать и самой что-то сделать?», – вспоминает мастер о зарождении своего хобби. – Первых котов сделала в 2010 г. Сначала у меня было пять игрушек, и я привезла их на выставку прикладного искусства, где свои работы представлял муж. Буквально за полчаса котов раскупили. Тогда мастера меня благословили: работай! Первое время игрушки получались смешными, может, немного нелепыми. Но со временем эволюционировали. Если сравнить с теми, что делаю сейчас, это небо и земля. Постепенно пришла к единой схеме создания, выработала авторский стиль. Техника похожа на оригами – складываю кусочки ткани, потом соединяю, и получаются игрушки. При этом они все разные. Я работаю без выкройки. От того, как положу и порежу ткань, сколько использую наполнителя, как сделаю утяжку, зависит конечный результат. Угадать результат никогда нельзя. Даже до последнего момента не знаю, кто получится – мальчик или девочка, грустный или весёлый кот. Это полёт фантазии».

Ирина создаёт самых разных котов. Фото: АиФ/ Ольга Семёнова

Хобби  быстро стало неотъемлемой частью жизни Ирины.

«Сейчас не могу себя представить без этого творчества. Если день не шью, начинается творческий зуд. Мне нравится, что у меня есть это дело. Это моя радость, моя жизнь. За годы работы появились фанаты моих работ, некоторые собирают коллекцию: у них уже по восемь-десять игрушек, – рассказывает мастер. – Творчество даёт смелость, уверенность в жизни. За десять лет я стала более раскрепощённой, общительной и свободной».

Без творчества мастер уже не может представить свою жизнь. Фото: АиФ/ Ольга Семёнова

На вопрос, почему именно коты, Ирина признаётся, что пробовала шить других животных – собак, лягушек, драконов – но они не получаются.

«Меня в детстве отправляли к бабушке. Она из старых платков и носков смастерила мне игрушку – кота. Память о нём сохранилась до сих пор, он мне очень нравился. Живых котов у нас в семье нет (когда-то были, но их уход из жизни очень тяжело переживала, с тех пор не заводим). Считаем, что мы с мужем, как два кота, живём под одной крышей, и никого больше не надо», – говорит рукодельница.

   
   

Опора и вдохновитель

Муж Ирины сейчас не занимается резьбой по дереву по состоянию здоровья. Однако представляет свои работы на выставках. А ещё Валерий – опора и поддержка Ирины. Везде ездит вместе с ней, поддерживает и, конечно, вдохновляет на творчество.

«Он в шутку рассказывает, что ложится на диван и работает – несколько часов в день позирует. И действительно: все подмечают, что коты очень похожи на моего мужа, – рассказывает с улыбкой мастер.

ирина никогда не знает, какой именно кот получится в итоге. Фото: АиФ/ Ольга Семёнова

Дома у Ирины свой уголок для творчества, где стоит швейная машинка, хранятся ткани, тряпочки, нитки. Там она проводит большую часть времени, погружаясь в волшебный мир мастерства».

В среднем на создание одной игрушки уходит около шести-семи часов. Последнее время бывает, что и дольше. Ирина постоянно старается найти что-то новое для создания своих хвостатых – сейчас увлеклась пэчворком, поэтому котов сшивает из множества лоскутков. Работа эта небыстрая и кропотливая, но результат того стоит. По словам мастера, кота порой делаешь быстро, а на создание одежды и аксессуаров уходит времени больше, чем на саму игрушку.

На создание одной игрушки обычно уходит около шести-семи часов. Фото: АиФ/ Ольга Семёнова

По профессии Ирина музыкант. Работает преподавателем по классу фортепиано в краснокамской театральной школе. И там не обошлось без котов Ирины. В школе живёт кот-актёр, который участвует в спектаклях.

Площадка для творчества

Ярмарка народных промыслов, по мнению Ирины, хорошее подспорье для мастеров.

«Арендовать место здесь было бы дорого, не каждому по карману. Поэтому поддержка ЛУКОЙЛА – это очень ценно для ремесленников. Для мастеров важна площадка, возможность показать свои работы, поделиться успехами с коллегами. Это всегда интересный опыт», – говорит Ирина.

Постепенно из лоскутков рождается настоящая игрушка. Фото: АиФ/ Ольга Семёнова

Кстати, компания ЛУКОЙЛ уже более восьми лет поддерживает Ярмарку народных промыслов. Нефтяники понимают, какие талантливые люди живут в территориях присутствия предприятий, и стараются всячески поддерживать мастеров. К примеру, помимо помощи в участии в ярмарке, они проводят конкурс социальных и культурных проектов, в котором участвуют почти все районы края.

На всех выставках мастер разрешает посетителям обниматься с котами. Фото: АиФ/ Ольга Семёнова

Игрушки Ирины все называют пермскими котами, хотя живёт мастер в Краснокамске. Там в своё время её хвостатые стали настоящим брендом, сегодня их любят дарить гостям города. Котов Ирины узнают даже в других регионах и за рубежом. Игрушки можно разделить на несколько серий – пород. К примеру, из новых – шкотярики. «Это шкодные маленькие коты», – поясняет мастер. Есть кошарики – забавные круглые коты с маленькими ножками и ручками.

Ирина уверена: главное, что должно быть в творчестве, – поиск нового. 

«Всё время нужно искать. Пока есть это, ваше дело живёт», – говорит мастер.