«Смысл акции – увековечить память именно тех, кто пострадал от политических репрессий, не будучи партийным функционером, крупным руководителем или военачальником», – сообщили в пермском «Мемориале».
В рамках проекта по стране будут установлены тысячи персональных мемориальных знаков единого образца на фасадах домов, бывших последними прижизненными адресами жертв политических репрессий. «Одно имя. Одна жизнь. Один знак» – короткая и понятная любому идеология проекта.
Участие в установке первых табличек принял известный журналист и правозащитник, один из инициаторов проекта «Последний адрес» Сергей Пархоменко.
Как рассказал «АиФ-Прикамье» руководитель молодежного «Мемориала» Роберт Латыпов, по этому коллективному делу проходил 41 поляк из католической общины Перми. Под подозрение тогда попадали любые объединения, тем более религиозные. План по выявлению шпионов был выполнен досрочно. Арестованными оказались почти все мужчины польской общины работоспособного возраста. Из 41 человека 39 были расстреляны, двое получили длительные сроки заключения и сгинули в лагерях.
В 1957 году все они были реабилитированы. Прокуратура, разбираясь в этом деле, допрашивала и следователей НКВД. В протоколах фигурируют их рассказы о том, как фальсифицировались дела, как выбивались показания.
Под репрессии мог попасть любой человек, вне зависимости от социального положения, взглядов и так далее. История Ивана Гиршфельда – простого слесаря с начальным образованием – тому подтверждение. По статистике пермского «Мемориала», 65-70% репрессированных в Прикамье – это обычные рабочие и крестьяне. Как правило, малограмотные, далекие от политики и в большинстве своем полностью лояльные власти.
Интересно, что на открытие таблички пришел внук Ивана Гиршфельда. Он увидел по телевидению анонс о предстоящей акции пермского «Мемориала» и позвонил организаторам.
Еще один знак был установлен на доме по адресу ул. Пушкина,15. Здесь жил русский офицер Георгий Васильевич Хрипунов. Заявку на установку мемориальной таблички подала его дочь.
«Тройка» при управлении НКВД по Свердловской области приговорила Георгия Хрипунова к высшей мере наказания за «антисоветскую деятельность». Из материалов дела следует – человека расстреляли только за то, что он переписывался с родственниками, которые жили за границей. В сентябре 1937 года приговор был приведен в исполнение в Свердловске. В июне 1989 года Георгий Хрипунов был реабилитирован по причине отсутствия состава преступления.
Пермь стала четвертым городом в России после Москвы и Санкт-Петербурга, где появились первые таблички проекта «Последний адрес».
11 августа памятная табличка будет установлена и за пределами краевого центра – в селе Купрос Юсьвинского района.