Жажда местного масштаба. Почему в поселках Пермского края нет воды?

Летом около 50 жителей Люзени ходят за водой с канистрами, перелезая через железнодорожные пути. © / Татьяна Плешакова / АиФ

Сердце болит за стариков

Раисе Исаковой скоро исполнится 80. Каждое утро она берет пластиковую 3-литровую емкость, ставит ее на маленькую тележечку и отправляется за водой. Больше ей врачи поднимать не разрешают: давление прыгает, да и другие болячки дают о себе знать. Путь до водоразборной колонки для ее возраста не близкий – почти километр. Но дело даже не в расстоянии. Тележку приходится спускать с высокой железнодорожной платформы и перетаскивать через рельсы. В районе железнодорожной остановки Люзень (Александровский район) нет ни пешеходного перехода, ни транспортного переезда. РЖД отказывается сооружать переход, ссылаясь на инструкции по безопасности. Ведь в районе остановочного пункта поворот. Но разве ходить по рельсам, да еще с грузом, безопасней?

   
   

Раиса Григорьевна живет в Люзени только летом. Здесь она лучше себя чувствует, а на зиму перебирается в д. Шиши Усольского района, в свою благоустроенную квартиру.

А вот Галина Потапова – постоянная жительница Люзени. У нее 7 коз, 9 кур. Всех надо напоить, накормить. Без живности Галина Петровна себя не представляет. У нее всегда была большая семья, которую надо было содержать. Сейчас она живет в деревне одна. А привычка держать скотину осталась.

«Зимой сюда техника проехать не может, поэтому дороги не чистят. Представляете, как старушки со своими санками и тележками по этим тропкам пробираются. Маме уже тоже немало лет, 76. Сердце болит смотреть, – рассказывает Сергей Потапов, сын Галины Петровны. – Я по выходным приезжаю, привожу маме воду. Но разве на все хозяйство хватит этого? Зимой жители деревни снег растапливают, а летом дождевую воду собирают. В этой воде моются, стирают. А у мамы, видно, на эту воду аллергия, чесаться начинает».

Отрезанные от мира

По официальным данным, в Люзени проживают 79 человек. Но Сергей Якин, замглавы Яйвинского поселения, утверждает, что на самом деле местных жителей здесь меньше – человек 30. Зато летом число проживающих вырастает до сотни с лишним.

Коренные жители поселка – бывшие работники железной дороги. Это ведомство и построило когда-то систему местного водоснабжения. Но со временем на содержание непрофильных объектов денег хватать не стало, и оборудование постепенно вышло из строя. Лет 5 назад на той части поселка, что находится за железнодорожной линией, сломалась последняя колонка. Починить ее не удалось, и трубы водоснабжения части поселка, не долго думая, отрезали. И теперь половина жителей Люзени ходит за водой в другую часть поселка. Прямо через рельсы.

«Мы понимаем, что обязанность по обеспечению водой местных жителей лежит на администрации поселения, – говорит Сергей Якин. – Но система водоснабжения находилась в собственности железной дороги, мы не могли вкладывать в оборудование бюджетные деньги. Недавно администрация РЖД после наших настойчивых запросов оформила договор дарения сети водоснабжения в муниципальную собственность. Сейчас наши юристы изучают документы. Мы разработали схему реконструкции системы водоснабжения. Уложим 150 м трубопровода, сделаем прокол под железной дорогой. И уже в следующем году хотя бы одна колонка будет работать на той стороне поселка».

   
   

Что касается перехода через рельсы, то это полностью прерогатива РЖД. Транспортная прокуратура потребовала, чтобы они построили пешеходный переход в районе остановочного пункта Люзень. В решении комиссии по безопасности дорожного движения Александровского района, которая приезжала в апреле, намечена даже дата обустройства перехода – до 1 мая 2015 г. К сожалению, требование это до сих пор не выполнили.

Обещают местные власти построить к поселку и объездную дорогу. Ведь сейчас к жителям «той стороны» не могут проехать ни скорая, ни пожарные. Правда, объезжать придется немало – километров 10-15.

Задача № 1

История Люзени – не исключение. Безводных поселков в крае немало. Около 20 лет назад на карте Усольского района возник п. Николаев Посад. Вырос он из садоводческого товарищества. Предприимчивые люди из Березников стали скупать здесь земли. И вскоре рядом с массивом вырос коттеджный поселок. Поначалу сеть водоснабжения принадлежала одному из частников. Но со временем владельцу водопровода пришлось вложить немало средств в расширение сети. Поэтому он решил поднять стоимость водоснабжения. Жителям это не понравилось, они отказались от услуг предпринимателя и обратились к местным властям. Те свалили всю вину на местный филиал «НОВОГОР-Прикамье». Оператор водоснабжения поясняет, что к нему по поводу заключения договоров никто из местных жителей не обращался. Сейчас в ситуации в поселке разбирается местная прокуратура.

Особо тяжелое положение со снабжением питьевой водой наблюдается в поселках Кизеловского угольного бассейна. Построенный в середине прошлого века водопровод в п. Юбилейном изношен на 100 %. Чтобы соорудить новый, требуется не менее 15 млн руб. Таких денег у местной администрации нет. В п. Шумихинском недавно построили новый водовод. Но вода настолько плохого качества, что пить ее практически невозможно. Теперь надо менять разводящие сети водовода.

Да что там поселки! Безводные проблемы есть и в городах. Жители ул. Литейной в Гремячинске пожаловались нам, что уже 17 лет вблизи нет ни одной водопроводной колонки. Хотя по закону в тех микрорайонах, где нет домов с централизованным водоснабжением, колонки должны стоять через каждые 100 метров.

Ответственность за обеспечение жителей водой лежит на местной администрации. Но многие главы муниципалитетов жалуются, что в бюджете не хватает средств на решение всех проблем поселений. Но обеспечение питьевой водой всегда было и остается задачей № 1. Нет воды – нет жизни.

Комментарии

Олег Смирнов, консультант отдела коммунальной инфраструктуры и энергосбережения министерства строительства и ЖКХ Пермского края:

«Если нет воды, необходимо обратиться к главе поселения или в муниципальный район, где должна быть схема развития водоснабжения. Возможно, поселок включен в программу строительства водовода и поставщики воды разрабатывают инвестиционные программы. В обособленных селениях и деревнях бывают случаи, когда строительство отдельного водовода влечет значительные финансовые затраты, которые трудно покрыть средствами бюджета. Ведь недостаточно произвести забор воды. Необходимо также ее очистить. Насосным оборудованием доставить к домам. В дальнейшем – обслуживать сеть. Проблемы можно решить путем устройства колодцев или бурением скважин с установкой заборных колонок. Для этого необходимо создать уличный (поселковый) комитет. Договориться о взносах на устройство колонок или колодцев и их обслуживании. Выбрать ответственное лицо, которое будет следить за их состоянием, собирать платежи. Нередки случаи, когда жители возводят коттеджные поселки, но при этом не задумываются о том, откуда будут брать воду, свет и т. д.

Затем требуют у властей за счет бюджета провести сети. Но их нет в упомянутой схеме развития, а значит, и нет денег для того, чтобы это сделать».

Николай Иванов, директор по связям с общественностью «НОВОГОР-Прикамье»:

«Коммунальный оператор обслуживает водоканалы городов, с муниципалитетами которых заключили договорные отношения. В Перми – это концессионное соглашение, в Березниках – договор долгосрочной аренды. Имущество водоканалов краевой столицы и Березников находится в собственности соответствующих муниципалитетов. Сети водоснабжения  в п. Николаев Посад не являются муниципальными, поэтому мы не обслуживаем эти объекты.

На территории Яйвинского сельского поселения, входящего в состав Соликамского района, наша компания не работает (ни в поселении, ни в районе в целом). При принятии решения о возможности быть в качестве частного коммунального оператора на той или иной территории наша компания руководствуется, в первую очередь, экономической целесообразностью».

Смотрите также: