Как очистить реку, разгадать код нефтехимии, создать фотогербариий и спасти природу? Пока взрослые раздумывают над этими вопросами, дети из Пермского края предлагают решения. А «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» помогает ребятам воплотить самые смелые идеи в жизнь. Чем удивили жюри юные экологи в 2025 году, и какие проекты станут реальными, читайте в материале.
Вышел за рамки Перми
«Пермь – мастерская будущего» проходит уже в 19 раз. Он начинался как районный конкурс для школьников Индустриального района, но быстро вырос до городского формата. И уже третий год свои проекты представляют и ребята из региона – Березники, Лысьва, Соликамск.
За свою долгую историю конкурс принял более 3500 тысяч детских экологических идей. Из них уже 300 воплотились в жизнь. Например, из детских проектов в Перми появилась экотропа «Дорога домой» в Черняевском лесу, на крыше школы № 132 была организована настоящая пасека, а для озеленения пустырей создали небольшие «бомбочки», из которых рассыпались семена растений.
Экологические мелодии и теория решения изобретательских задач
В 2025 году на конкурс заявили 15 проектов. Юных экологов заботят проблемы загрязнения рек и лесов, раздельного сбора мусора и бережного отношения к животным. Всё чаще школьники применяют в своих проектах игровые технологии, чтобы заинтересовать и привлечь сверстников.
Впервые для создания проекта ребята из разных школ – №№ 22, 30, 93 и 132 – объединись в одну команду и представили настольную игру «ЭкоТРИЗ» Школьники предлагают разобраться в серьёзных экологических проблемах с помощью теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Проект поможет детям научиться мыслить нестандартно и находить выход из непростых ситуаций.
Но не только экологические проблемы волнуют школьников Пермского края. Важным вопросом для подростков становятся самоопределение и профориентация. Команда из школы № 64 Кировского района придумали игру «Код нефтехимии: разгадай и создай». Настолка поможет ученикам 8-х и 9-х классов узнать больше о профессии в нефтехимической отрасли и подскажет, какие навыки и умения нужны будущему специалисту.
Выбрать из огромного количества интересных и необычных проектов лучших – непростая задача. А с каждым годом детские проекты становятся все «сильнее» и вновь удивляют жюри.
«Надо лишь посмотреть вокруг»
Школьники признаются, что заметить проблему не так уж сложно, надо лишь посмотреть вокруг. Гораздо сложнее найти решение проблемы и способы его воплощения. Здесь юным экологам на помощь и приходит конкурс «Пермь – мастерская будущего». Ведь на этапе подготовки ребята учатся формулировать свои мысли, презентовать их, просчитывать сметы и календарные планы. И даже если в этот раз победить не получилось, свои проекты школьники могут представить в образовательных учреждениях и реализовать самостоятельно.
«Мы первый раз участвуем в этом конкурсе. Это был очень интересный опыт. Было, конечно, и сложно, и непонятно. Но в итоге мы со всем справились. В следующем году планируем прийти с новым проектом», – рассказали победители конкурса из школы №101.
Часто дети придумывают идею, но быстро теряют к ней интерес, потому что не знают, с чего начать, за что взяться. В этом случае на помощь ребятам приходят их педагоги. Они «направляют» школьников, помогают разобраться и найти решение.
«Когда объединяются активные дети и неравнодушные педагоги, тогда происходит магия – придумываются идеи, создаются проекты. Мы как наставники стараемся детей подбодрить, заинтересовать. В итоге получается такая дружная команда, которой все проблемы по плечу!» – делится педагог ребят из школы №101 Наталья Лукина.
От идеи до результата
Лучшие проекты получили поддержку предприятия. Теперь ребятам предстоит воплотить свои идеи в жизнь и сделать Пермский край ещё «зеленее».
В 2025 году члены жюри определили сразу 8 команд победителей: проекты «Спектакль «Шмель Валера спасает природу»» (школа № 76, г. Пермь), «Чеховский ручей» (школа № 101), «ЭкоТРИЗ» (сборная школ №№ 30, 93, 22, 132, г. Пермь), «Экофестиваль «оКРАИна»» (Дом детского и юношеского туризма и экскурсий, г. Березники), «Детская метеостанция «Погода на ладошке» (детский сад № 26, г. Лысьва), «ЭкоСборка» (детский эколого-биологический центр, г. Соликамск), «Картон – не мусор» (школа № 93, г. Пермь), «Обучающая игра «Энергия России» (школа № 93).
Также специальным призом от партнёра конкурса Пермского краевого отделения «Русского географического общества» отметили команду из школы № 132 с проектом «Секреты создания фотогербария».
Теперь ребятам предстоит не менее интересный этап – реализация. В ближайшее время все эти проекты станут реальными. А экологических проблем в крае будет меньше.
Все команды, независимо от результата, настроены и дальше решать экологические проблемы и уже думают о планах на будущий год. А мы с нетерпением ждём нового конкурса и гордимся школьниками Пермского края.