Бывшего главу уголовного розыска Пермского краяЧто делает нашу жизнь интересной и продлевает её? Вопрос извечный. А ответ прост: нужно оставаться активным и заниматься любимым делом. Как эту истину применить на практике? Об этом, а также о том, как в Прикамье менялось лицо преступности, начиная с 1980-х годов, рассказал один из ветеранов ГУ МВД Пермского края, историк-краевед, политик и просто дедушка Павел Фадеев.
Витиеватый путь
Ирина Вервильская, корреспондент «АиФ-Прикамье»: Павел Владимирович, вы закончили исторический факультет ПГУ и поначалу работали учителем. Как получилось, что вы перешли в МВД?
Павел Фадеев: Действительно, я получил диплом учителя истории и обществоведения. Меня распределили в пермскую школу № 102, где я проработал три года. Почему поменял профессию? Это было советское время: в определённых случаях руководство не особо спрашивало мнение человека о том, где ему работать. Как раз в начале 1980-х годов МВД возглавил новый министр, началась серьёзная перестройка ведомства. Основной он назвал службу по борьбе с хищениями социалистической собственности (БХСС). Объявили набор в её ряды: требовались молодые коммунисты с высшим образованием и стажем работы. А меня как раз назначили пропагандистом в школе, что подразумевало членство в партии. Я вступил в ряды КПСС и попал в поле зрение кадровиков милиции – меня пригласили для беседы.
Но я видел своё будущее в школе. У меня были прекрасные примеры перед глазами (директором школы, где я учился, был Леонид Петрович Дробышевский– Герой социалистического труда). От работы в милиции отказался. И вдруг меня приглашают в военкомат (хотя до очередного призыва было далеко) и говорят, что я поеду служить на Дальний Восток: шёл набор замполитов в армию. А у меня в то время супруга как раз кандидатскую диссертацию писала, дочь уже родилась. Тяжело было их оставлять. Я вышел из военкомата и пошёл «сдаваться» в РОВД Ленинского района. Меня хотели взять в уголовный розыск, но потом определили в БХСС. Я практически ничего не знал о работе в милиции. Тогда дети мечтали быть офицерами, космонавтами, врачами… И никто не грезил стать милиционером. Я закончил годичные курсы в Харькове и потом 15 лет работал в службе БХСС – БЭП.
- Удалось ли свыкнуться с новой профессией и полюбить её?
- Было достаточно интересно. Но, если честно, служба БХСС занималась вычерпыванием моря чайной ложкой. Тотальный дефицит приводил к тому, что тащили всё, что плохо лежит (и то, что хорошо лежит, тоже). Во второй половине 1980-х годов стало ясно, что перестройка – это процесс необратимый. Система рушилась во всех своих проявлениях, включая МВД, КГБ и прокуратуру. Политика сверху была направлена на ослабление, разрушение и деморализацию этих структур. Как раз тогда начался процесс формирования организованных преступных групп на базе многочисленной, но, казалось бы, несерьёзной корпорации «несунов». К примеру, завод Дзержинского производил пилы «Дружба» и «Урал». Тащили их в промышленных масштабах. За пределами завода были целые цеха по сборке пил из ворованных запчастей. И моментально сформировалась организованная преступная группа (ОПГ), которая подмяла под себя этот нелегальный бизнес. Такая же судьба ждала предприимчивых работников Мотовилихинских заводов, «Велты», других предприятий. К людям приходили и говорили: «Будете платить нам, чтобы не было неприятностей». Так появились очень крупные ОПГ вокруг многих предприятий. А противопоставить им что-то серьёзное милиция не могла: не хватало опыта, времени и сил.
- Как менялось лицо преступности за те 30 лет, которые вы проработали в МВД?
- Преступность достаточно разнородна по своему составу. Она может быть бытовой (то есть, спонтанной, на почве злоупотребления спиртным и тому подобное), неквалифицированной (к примеру, это воры, которые нарушают закон от случая к случаю) и квалифицированной, профессиональной (речь о тех, для кого преступления стали образом жизни и основным источником дохода). Совершение отдельных видов преступлений, например, кражи автомашин, вымогательство или разбойные нападения, предполагает наличие группы лиц. А она, в свою очередь, имеет тенденцию к устойчивости и разделению ролей. К середине 1990-х годов у нас таких групп было довольно много. Они традиционно тяготели к «ворам в законе». Помните фильм «Джентльмены удачи»? Украл, выпил, – в тюрьму. Так примерно эти группы и жили: занимались грабежами и разбоями, понимая, что рано или поздно будут проблемы с милицией.
При этом в начале 1990-х годов начала формироваться другая преступность: тоже жёсткая, вооруженная, профессиональная. Но цель у лидеров была другая. Они не признавали «воров в законе» и не жили по понятиям, а внедрялись в экономику, чтобы захватить самые прибыльные позиции. Начали формироваться так называемые преступные сообщества. Речь шла даже не о наркоторговле или крышевании проституции, а о легальном бизнесе. Становление таких преступных сообществ проходило в нашем регионе спокойнее, чем, допустим, в Екатеринбурге или Казани. В какой-то момент лидеры поняли, что их тяготят старые носители воровских понятий и традиций. После этого «воров в законе» начали уничтожать, и местные не были исключением. Эта профессия стала чрезвычайно опасной в связи с высокой смертностью. В 1994-1998 годах раздел советского наследия и сфер влияния практически закончился. А потом началась новая эра. Те, кто в начале 1990-х годов, будучи детьми, мечтал стать рэкетирами или валютными проститутками, выросли. И в первой половине 2000-х годов мы имели плачевный результат. На это время пришёлся абсолютный пик уровня преступности. Причём, она была непредсказуемая: наркоманы-беспредельщики убивали женщин и даже детей ради дозы. Чтобы украсть что-то, нужны маломальские навыки и сноровка. А наркоманы были способны только на грабежи. Хватали цепочки, сумки, телефоны… Иногда в Перми по 45 грабежей в сутки было. Потом эта волна пошла на спад: кого-то посадили, кто-то взялся за ум или умер. С середины прошлого десятилетия в связи с цифровизацией нашей жизни пошёл вал преступлений, связанных с высокими технологиями.
Хобби или давняя любовь?
- В 2018 году вы создали книгу «Легенды пермского сыска». Какую цель преследовали?
- Тогда праздновали столетие уголовного розыска. Идея родилась естественным путём: к юбилею всегда делают что-то подобное. В книге мы с коллегами обозначили основные вехи развития службы, озвучили имена знаковых людей, которые работали в уголовном розыске – назвали несколько сотен фамилий, в том числе забытых, опубликовали фотографии.
- Это была не первая книга, над которой вы работали…
- До этого мы с моим другом Геннадием Бординских подготовили книгу «В долине церквей». Идея родилась спонтанно. Друг – тоже историк – работал директором музея в Соликамске. Когда я был там проездом, мы решили объехать север края (исключая Коми) и сфотографировать все культовые объекты. Так и появилась книга. Также я подготовил и опубликовал статьи о преступности в 1920-е и 1930-е годы, работе пермской милиции в годы Великой Отечественной Войны.
- Получается, любовь к истории сохранилась спустя столько лет?
- Она никуда не пропадала. Я достаточно осознанно поступал на истфак. И преподаватели, которые у нас были, достойны самых восторженных эпитетов. Они привили большинству студентов любовь к науке.
- Какие дела особо запомнились как сотруднику МВД и в то же время историку?
- Громких дел, к сожалению, было много. Но не обо всех можно рассказывать. Я уже говорил об отношении советских граждан к социалистической собственности и в связи с этим часто вспоминаю забавный случай, который произошел в 1987 году, когда я работал оперуполномоченным ОБХСС ОВД Ленинского райисполкома г. Перми. На улице Большевистской появился новый пивной киоск. А продажа этого напитка тогда почти всегда заканчивалась обманом покупателей. Шли мы с коллегой, и очень кстати у нас была с собой мерная ёмкость для контрольной закупки, которую мы и произвели. Недолив составил почти треть порции. Мы представились, приступили к оформлению документов о правонарушении. И вот тут продавец с глубочайшим разочарованием сказал: «А я ведь вас вчера ждала. Весь день наливала тютелька в тютельку. Вечером выручку посчитала, чувство такое, будто у меня кошелёк украли».
Можно вспомнить похищение малолетней девочки в Верещагино с целью получения выкупа. Это было первое подобное преступление в Прикамье. Его удалось быстро раскрыть совместными усилиями разных служб. Я принимал участие в задержании похитителей. Эти новоявленные гангстеры представляли собой довольно жалкое зрелище.
Однажды объектом посягательств преступников стали олимпийский чемпион по легкой атлетике Максим Дылдин и его новый дорогой автомобиль, полученный от президента. Злоумышленники решили действовать примитивно: оглушить чемпиона битами и забрать ключи. Сотрудники угрозыска узнали об этом. В итоге, решили на время заменить за рулём машины спортсмена похожим на него крепким полицейским с хорошими навыками рукопашного боя. Его страховали коллеги. Всё произошло, как мы и планировали: наш человек, изображая жертву, подъехал к дому, вышел из машины. На него напали преступники с битами. Их успешно задержали.
Главное – любимое дело
- Вы занимали разные должности в МВД, были депутатом, пишете статьи. Что вам ближе?
- Знаете, мне в жизни очень повезло, я всегда занимался тем, что мне нравилось. Это касается и школы, и МВД, и даже городской думы. И то, чем я занимаюсь сейчас, мне тоже нравится. Также надо учесть, что все виды моей деятельности в определенных важных аспектах соприкасаются, и между ними нет противоречий.
- Чем увлекаетесь сейчас?
- Моим главным увлечением всегда была моя работа. Ничего не изменилось. Я работаю над рядом краеведческих проектов и это занимает всё моё время. Приходится много бывать в архивах, общаться с большим количеством людей, много ездить по краю. А у меня ещё дом, трое внуков. Так что, занят полный рабочий день.
- Что бы вы пожелали жителям серебряного возраста?
- Если верить докторам, а я им верю, физическая и умственная активность продлевают жизнь и делают её более яркой и насыщенной положительными эмоциями. Примеров тому достаточно, и я стараюсь следовать именно им. Откровенно сказать, унылые сериалы и постановочные ток-шоу – это не то, чему следует посвящать свою жизнь. Желаю всем нашим землякам не впадать в уныние ни при каких обстоятельствах!
.