Изменения в части сбора и утилизации мусора начались в нашей стране почти два года назад. В регионах появились операторы, которые занимаются этим делом. Законодатели определили и закрепили отношения между оператором, муниципалитетами и обслуживающими жилые дома организациями. Но все ли участники этого процесса чётко понимают свою роль и обязанности, которые возлагает на них закон?
Управлять вместе не получилось
Жители домов №№ 7 и 9 по ул. Фонтанной и дома № 32 по Рабоче-Крестьянской не один год пытаются решить вопрос с мусорной площадкой около их домов. Один из жильцов попросил через портал «Управляем вместе» навести порядок. Вот часть этой переписки.
Ответ: «Устанавливайте за свой счёт, собирайте деньги с жильцов близлежащих домов».
«А с чего? Земля же муниципальная. В эти же баки выбрасывает просроченные продукты магазин, который находится в д. № 32 по ул. Рабоче-Крестьянской. Итог: крысы и полнейшая антисанитария. А рядом детский сад. И детей водят постоянно мимо этого гадюшника. Помогите по правилам оборудовать мусорную площадку».
Жителям ответил начальник отдела ЖКХ и жилищных отношений администрации Свердловского района Перми Дмитрий Безденежных:
«Разрешение на обслуживание данной контейнерной площадки выдано УК «ЭксКом» от 12.09.2019 по 12.08.2023 № 262. Согласно гл. 2 Постановления правительства Пермского края от 08.06.2018 №309-п бремя организации и содержания мест накопления и сбора мусора лежит на собственниках земельного участка. Данный вопрос собственники МКД вправе самостоятельно решить на общем собрании, направив решение в УК для исполнения».
Одним словом, «управлять вместе» в этом вопросе не получилось. Похоже, некоторые чиновники читают обращения горожан формально, для галочки. Вдумывались ли они в суть своих ответов? Собственники многоквартирного дома и собственники земельного участка – это понятия разные. Большинство контейнерных площадок располагаются на муниципальных землях. Их построили ещё до реформы по обращению с мусором городские и районные власти. Значит, и обустраивать их должны муниципалитеты.
Кстати, после напоминания из администрации УК «ЭксКом» навела порядок на площадке. Но он продержался ровно один день. Ветер снова разнёс мусор по всей округе, асоциальные элементы и бездомные собаки завершили картину.
Кстати, наши читатели по этому вопросу обращаются к нам не первый раз. О необходимости сделать на этой площадке в центре города ограждения мы писали два года назад в материале «Крысы наступают» («АиФ-Прикамье» № 50 от 12 декабря 2018 г.). Но ситуация не изменилась.
Чиновники предлагают людям скинуться
Администрация Свердловского района посоветовала жителям этих домов оборудовать контейнерную площадку за счёт собственников. Нужно назначить общее собрание и поставить вопрос о сборе денег. Но жители не хотят скидываться. На собственников жилья возложено и без того немало платежей.
«Обустройство контейнерных площадок власти города повесили на ТСЖ и УК. А те должны собирать деньги на это с жильцов. Разве это справедливо? – рассуждает председатель правления ассоциации непосредственного управления МКД в Пермском крае Анастасия Мальцева. – С началом всех изменений со сбором и вывозом мусора платежи за вывоз твёрдых бытовых отходов (ТБО) выросли почти вдвое. До этого тот, кто вывозил ТБО, заключал договоры с собственниками и арендаторами жилья, содержал и контейнерные площадки. И мы понимали, за что платим. А сейчас, если оператор по управлению ТБО взял обязанности по вывозу мусора, то, на мой взгляд, он и должен осуществлять контроль за содержанием и обустройством контейнерных площадок».
Вольные трактовки
Пытаясь выяснить, кто же всё-таки должен обустраивать контейнерные площадки, мы сделали запрос в мэрию Перми. Они направили его в районную администрацию. Там пояснили, что работы по организации и содержанию мест накопления твёрдых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприёмных камер, контейнерных площадок, обязаны обеспечивать управляющие организации. Но, похоже, чёткого понимания, кто должен обустраивать контейнерную площадку, у муниципальных властей нет. Вроде бы это должны делать управляющие компании. Хотя по Федеральному закону № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 вопросы организации сбора, установки мусоросборочных контейнеров и транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твёрдых коммунальных отходов относятся к компетенции органов местного самоуправления (ст. 14-16). Там же говорится, что содержанием контейнерных площадок, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений МКД, должны заниматься собственники помещений МКД. А контейнерные площадки, не входящие в состав общего имущества собственников помещений МКД, должны содержать собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки. То есть муниципалитеты.
Это положение есть и в Постановлении правительства РФ от 15.09.2018 N 1094: «Бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, не входящих в состав общего имущества собственников помещений МКД, несут органы местного самоуправления муниципальных образований».
О том, что муниципалитеты неправомерно перекладывают свои обязанности на плечи обслуживающих организаций, говорит и судебная практика.
На портале «Бурмистр.ру» есть определение Верховного суда РФ от 23 июня 2016 г. № 310-ЭС16-3721, в котором говорится: «Управа Коминтерновского района городского округа г. Воронежа решила в исковом порядке возложить обязанности по оборудованию контейнерной площадки и приобретению контейнеров на управляющую организацию». Суд прекратил производство по данному делу и при этом указал: «Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления».
Получается, чтобы решить этот вопрос, жителям многоквартирных домов нужно идти в суд или обращаться в прокуратуру. Иначе переписка на портале «Управляем вместе» будет бесконечна, а беспорядок и антисанитария в центре Перми будет мозолить глаз жителям города.
Содержать площадку должен собственник
«Законодательство в области обращения с мусором устроено довольно путанно. С одной стороны, обязанности по обустройству и содержанию мест накопления мусора есть у управляющих многоквартирными домами организаций. С другой стороны, согласно Уставу Перми, организацией сбора мусора должна заниматься администрация. Это чиновники признают, но почему-то только в отношении частного сектора, хотя и в многоквартирной застройке муниципальные площадки сохраняются. Несомненна только одна норма – содержать площадку должен тот, на чьей территории она находится. Администрация Перми ещё в 2018 г. попыталась ликвидировать все площадки на муниципальной земле рядом с многоквартирными домами. Но устраивать в плотной застройке на частной территории отдельные контейнерные площадки возле каждого дома нецелесообразно, а в ряде случаев невозможно по санитарным соображениям. Хаос, порождённый такими решениями, привёл бы к мусорному коллапсу. Поэтому два года назад, после нашего обращения в прокуратуру, городские чиновники отступили. Сейчас они потихоньку стараются ликвидировать муниципальные площадки или «повесить» их содержание на управляющие домами организации, что незаконно».
Обязанность по обустройству лежит на муниципалитетах
«Содержание и уборка контейнерных площадок (согласно Постановлению правительства РФ № 491) входит в обязанность собственников недвижимости. На придомовой территории – это УК, ТСЖ или другие управляющие домом организации, на муниципальной земле – орган местного самоуправления.
Правила обустройства мест накопления ТКО (Постановление правительства РФ от 31.08.2018 N 1039) определяют, что обязанность по созданию площадок для накопления отходов лежит на органах местного самоуправления.
В соответствии с требованиями действующего законодательства РФ к обязанностям регионального оператора не относится создание и содержание мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов».