На краю пропасти. В Перми девятиэтажка сползает в овраг

Из трёх предписаний КЧС администрация Перми выполнила только одно – укрепила фундамент. © / Александр Переверзев / АиФ

Угол дома № 35 по ул. Льва Шатрова и обрыв разделяют каких-то три-четыре метра. Всему виной – оползневые процессы: из-за них край склона, внизу которого негромко шумит Егошиха, всё ближе подступает к первому подъезду девятиэтажки.

   
   

Мину замедленного действия заложили при строительстве дома, который сдали ещё в 1986 году. Тогда застройщик не провёл в полной мере работы по укреплению склона. За три десятилетия оползневые процессы постепенно «подточили» его, создав угрозу для многоэтажки.

Ещё в 2017 году городская комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (КЧС) признала дом аварийным и потребовала от администрации укрепить склон. Но воз и ныне там: в поисках правды и безопасности жильцы обратились в прокуратуру.

Укрепили только фундамент

В 2016 году в первом подъезде дома по стенам и фундаменту пошли трещины. В декабре того же года компания «ТехЭксПро» исследовала техническое состояние многоэтажки и грунтовых условий склона, на котором она стоит. Тогда эксперты признали, что склон находится «в ограниченно работоспособном состоянии». И чтобы не допустить перехода конструкций дома в аварийное состояние, необходимо обустроить подпорную стенку.

Основываясь на этом заключении экспертов, в начале 2017 года городская КЧС саму девятиэтажку и склон признала аварийными. И выдала предписание администрации Перми, в котором потребовала укрепить фундамент дома и сам склон, а также обустроить пожарный проезд. Из-за обрушения склона расстояние от его края до угла первого подъезда сократилось до нескольких метров. Поэтому в случае ЧП те же пожарные машины и другая спецтехника не смогут проехать к первым подъездам с обратной стороны дома.

Глядя на фасад дома, трудно представить, какая опасность грозит ему и его жильцам. Фото: АиФ/ Александр Переверзев

Эдуард Катаев признаётся, что стал председателем дома в 2018 году как раз из-за того, что городская администрация отказывается выполнять второй и третий пункты решения КЧС – укрепить склон и обустроить пожарный проезд. 

«И вот уже полтора года я воюю с городскими властями. В феврале этого года я встречался с мэром Дмитрием Самойловым. Он сказал, что в планах – укрепить склон. Однако потом меня вызвали на встречу в администрацию Свердловского района, где озвучили, что не будут это делать.  По моим ощущениям, которые я вынес с подобных встреч, власти не хотят тратить деньги на укрепление склона и обустройство пожарного проезда. Видимо, они считают, что это нецелевое использования бюджетных средств. Получается, что жизни людей для них ничего не значат. С другой стороны, на укрепление берега Мулянки в районе домов №30 и 32 на улице Куфонина из городской казны выделили около 80 миллионов рублей. А нас почему не слышат?»– удивляется Эдуард Катаев.

   
   
Тот самый овраг, который всё ближе подступает к углу первого подъезда. Он основательно загажен мусором. Фото: АиФ/ Александр Переверзев

По его словам, до 2016 года многие жители даже первого подъезда, к которому медленно, но верно подступает пропасть, и не подозревали, какая опасность угрожает дому.

«Тогда у нас в первом подъезде установили маячки между седьмым и восьмым этажами и в подвале. Но никто их не проверяет, не контролирует. Сам видел в журнале нашей управляющей компании: последние записи о состоянии маячков сделали ещё в 2016 году. Приходится самому за ними наблюдать: движения, к счастью, нет. По крайней мере, я не заметил. Но мы с соседями всё равно волнуемся и переживаем. Особенно старшее поколение. Вторая серьёзная проблема – отсутствие пожарного проезда с обратной стороны дома. Однокомнатные квартиры выходят только на эту сторону. В случае пожара спасатели просто не смогут подъехать к ним», – поясняет Эдуард.

Несколько лет назад в первом подъезде установили маячки. Фото: АиФ/ Александр Переверзев

Подключилась прокуратура

В 2018 году Эдуард Катаев обратился в прокуратуру в связи с тем, что администрация Перми не провела противооползневые мероприятия на склоне и не восстановила противопожарный проезд. Прокурор Сверд­ловского района подал иск к администрации города. На суде представители администрации заявили, что аварийная ситуация на склоне, где находится девятиэтажка, возникла из-за размывающего воздействия Егошихи. А предотвращение негативного воздействия вод «является обязанностью» федеральных властей.

«Обязанность же устройства пожарных проездов закон не предусматривает», – добавили представители городских властей на суде.

Ленинский районный суд встал на сторону прокуратуры и жильцов. В конце июня он удовлетворил иск и обязал администрацию Перми усилить грунты и укрепить склон в районе дома № 35 на ул. Льва Шатрова, а также восстановить противопожарный проезд шириной не менее 9,2 м. Эти работы нужно выполнить до 30 ноября 2020 года. Но городские власти могут оспорить это решение суда.

Пожарной машине здесь не проехать. Фото: АиФ/ Александр Переверзев

Приняли все меры?

В администрации города на официальный запрос редакции газеты «АиФ-Прикамье» ответили, что департамент жилищно-коммунального хозяйства ещё два года назад предпринял все необходимые меры по обеспечению безопасности дома № 35 по ул. Льва Шатрова.

«Сейчас ему ничего не угрожает. В 2017 году провели противоаварийные мероприятия по укреплению фундамента и отмостки дома. Дом не является аварийным. Сейчас стоит вопрос относительно склона рядом с гаражами. Департамент планирует провести геологическую экспертизу, чтобы установить, в каком он состоянии», – заверили в департаменте ЖКХ.

По словам жителей, состояние маячков никто не мониторит. Фото: АиФ/ Александр Переверзев

В администрации Перми добавили, что власти города дер­жат на контроле ситуацию с домами, расположенными на склонах, проводят мониторинг и участвуют в профилактике геологических угроз на территории краевой столицы.

«Информацию об объектах предоставляют районные администрации, в том числе по обращениям жителей, а также на основании обследования профильными специалистами», – сообщили в администрации.

Как предотвратить обрушение?

Все ли меры предприняли относительно проблемного дома, мы решили посмотреть сами. И сделали это вместе с аспирантом геологического факультета ПГНИУ и гендиректором фирмы, которая занимается инженерными изысканиями при строительстве, Ильёй Ляминым

По словам Ильи Лямина, наихудший сценарий – обрушение части дома. Фото: АиФ/ Александр Переверзев

Понять тревогу жителей можно. От угла первого подъезда до края склона буквально рукой подать. Спускаемся вниз в сторону Егошихи, едва не поскальзываемся (можно представить, что здесь творится во время ливней). Как это часто бывает, овраг основательно загажен разнообразным хламом и мусором.

«Посмотрите, хорошо видны вымоины, полуразрушенные плиты. Возможно, это старая отмостка фундамента, – показывает Илья. – В этом месте произошли оползневые процессы. При этом пострадали грунты, которые служат основанием для угла дома. По-хорошему, чтобы предотвратить дальнейшее разрушение склона, его нужно было оперативно укрепить несколько лет назад, когда возникли проблемы с оползнями. Как видим, до угла дома остаётся около трёх-четырёх метров. Если не укреплять склон, то может начаться движение грунта под фундаментом. А это уже может привести к снижению устойчивости фундамента и даже крену здания. Наихудший сценарий при активном развитии оползневых процессов – это обрушение части дома», – говорит Илья Лямин. 

По его словам, к усилению оползневых процессов могут привести сильные осадки.

«Это один из главных факторов. Тем более – внизу протекает река. По геологическим законам вода движется сверху вниз – от верхних отметок к нижним. Мы видим, что как раз на углу первого подъезда происходит подмыв поверхностных слоёв из-за стока воды. Это и приводит к склоновым процессам. Возможно, здесь когда-то даже была утечка из коммуникаций, что тоже ускорило обрушение склона», – добавляет Илья.

Есть несколько вариантов для укрепления склонов. Среди них –  засыпка грунта, установка плит.

«Это проектируется, исходя из геологического строения и рельефа склона. Для начала нужно провести геологические изыскания, отобрать грунт, изучить его свойства. И на основании этого сделать расчёт устойчивости склона, чтобы понимать, какого и сколько требуется материала. Обычно такие склоны засыпают грунтами и уплотняют как сверху, так и со стороны склона», – поясняет Илья Лямин.

«Сэкономили» в восьмидесятых

Заслуженный строитель РСФСР, главный инженер управления капитального строительства горисполкома Перми в 1970-1992 годах Михаил Плеханов:

«По первичному проекту, когда только начинали строить дом на Льва Шатрова, предполагалось обустройство подпорной стенки на этом склоне Егошихи. Однако её не сделали, а ограничились только насыпью. За 30 лет она «уползла», её смыло. Это повлияло на конструкции дома, привело к деформациям. Вот так «сэкономили» в восьмидесятых годах, а теперь пожинаем плоды: нужно укреплять склон, восстанавливать пожарный проезд. А это дорогостоящие мероприятия.

Если сейчас решат делать подпорную стенку, то она должна быть дренирующей, чтобы могла пропускать через себя поверхностные воды и удерживать так называемые «твёрдые» стоки. Если укрепить склон такой стенкой с качественным дренажем, тогда можно будет и восстановить пожарный проезд, чтобы техника могла подъезжать к дому со всех сторон».