Охота на студентов. Могут ли грозить отчислением за выход на митинг?

Совет по правам человека при губернаторе Пермского края решил собрать примеры давления на детей в связи с несогласованными акциями протеста. © / Ольга Семёнова / АиФ
Пермская студентка рассказала интернет-журналу «Звезда» о том, что подверглась нападкам со стороны администрации образовательного учреждения за то, что побывала на протестном шествии. Издание опубликовало её историю и аудиозапись разговора сотрудников техникума с девушкой. Случившееся получило большой резонанс.
 
«АиФ-Прикамье» публикует мнение о произошедшем трёх сторон – Минобрнауки, внештатного советника губернатора и адвоката.
 

Не там гуляла

Совершеннолетняя жительница Перми, студентка третьего курса пермского Краевого индустриального техникума Дарья Кузнецова 31 января была на несанкционированном митинге. На акции протеста девушка встретила соцпедагогов из своего образовательного учреждения. Они поздоровались. Женщины попытались подозвать Дарью к себе, но она продолжила «прогулку». Вскоре куратор группы сообщила, что её вместе с мамой вызывают на разговор с соцпедагогом. Она сказала, что повод встречи – то, что Дарья гуляет там, куда студентов якобы просили не гулять.
По закону администрация образовательных учреждений не может диктовать студентам политические убеждения. Фото: АиФ/ Софья Штин
Мама девушки не смогла прийти в техникум, поэтому на встрече девушка была одна. С ней говорили руководитель воспитательного центр и социальный педагог. В разговоре они упоминают, что просили не ходить на шествие, нелицеприятно высказываются в адрес девушки и заявляют, что их «заставили отслеживать» студентов.
 
В разговоре они упоминают, что просили не ходить на шествие, нелицеприятно высказываются в адрес девушки и заявляют, что их «заставили отслеживать» студентов.
 
Вот одна их цитат сотрудницы: «Да, потому что нас заставили вас отслеживать! Если по тебе придёт хоть одна бумага... Меня вообще не интересует, влипнешь ты куда-то или нет. Это твоё право: хочешь сидеть в каталажке, хочешь жить в дерьме — живи в дерьме, ходи с этими радужными колоннами».
 

«Не та стратегия»

В краевом министерстве образования и науки озвучили такую официальную позицию по поводу случившегося:
 
«Безусловно, соцпедагоги в таком тоне общаться со студентами не имеют право. Явно выбрана не та стратегия педагогического общения. В системе образования не может быть и речи о каких-то карательных мерах в отношении учащихся, задача педагогов и в целом образовательных учреждений уберечь детей от втягивания в противоправные действия. Но не угрозами и административными мерами, а различными проектами и программами, в которые необходимо направлять энтузиазм ребят. Директору колледжа мы уже указали на недопустимое поведение и манеру общения его педагогов. Он, как и другие директора техникумов и колледжей, должен работать над тем, чтобы не допускать подобную риторику с детьми. Кроме того, никто не собирается отчислять студентов за участие в митингах».
 
В системе образования не может быть и речи о каких-то карательных мерах в отношении учащихся, задача педагогов и в целом образовательных учреждений уберечь детей от втягивания в противоправные действия.
 
В пресс-службе министерства уточнили, что фраза «противоправное действие» в ответе подразумевает общее понятие, а не конкретно участие в несанкционированном митинге. Как добавил пресс-секретарь, с педагогами будет разбираться директор техникума и, возможно, их будет ждать дисциплинарное взыскание.
 
В Минобрнауки подчёркивают, что не просили никого собирать списки и «отслеживать» детей, а такое поведение считают абсолютно недопустимо для педагога.
 

«Давно застряли в прошлом»

Внештатный советник губернатора Пермского края, учредитель фонда помощи детям «Дедморозим» Дмитрий Жебелев на своей странице в соцсетях возмутился по поводу случившегося и рассказал ещё об одном инциденте.
 
«Давеча узнал, что у моего крёстного сына был интересный урок в школе. Приглашённый человек рассказывал на нём классу, какие последствия ждут детей при участии в несанкционированных акциях протеста. По его мнению, среди них – задержание с запретом на общение с близкими, проблемы в семье с родительскими правами и возможное попадание в детдом, «откуда мамам и папам будет очень сложно вас забрать». Вряд ли стоит объяснять, что это не только ложь, но и эмоциональное давление на школьников, которые даже не имеют отношения ни к каким нарушениям закона. А уже подвергаются психологическому насилию со стороны официального представителя государства», – написал он.
 
Дмитрий Жебелев придерживается мнения, что подобные утверждения «больше похожи на эксцесс исполнителя, чем на систему» и считает, что аналогичная ситуация произошла в колледже.
 
Вряд ли стоит объяснять, что это не только ложь, но и эмоциональное давление на школьников, которые даже не имеют отношения ни к каким нарушениям закона.
 
«В министерстве образования заверили, что никаких проблем с учёбой в таких случаях для студентов и школьников не предполагалось и не будет. И у меня нет никаких оснований не доверять такой позиции. Тем более, что по закону она единственно возможная, – говорит Дмитрий Жебелев. – Я, кстати, настолько плохой крёстный отец, что никто из посторонних людей никогда не сможет догадаться, о каком сыне я написал. Об этом он сам попросил меня, потому что переживает из-за возможных проблем в школе. И это самое удручающее в данной истории. Потому что проблем ни у него, ни у студентки сейчас и в будущем, конечно, не будет. В отличие от общавшихся с ними людей, которые давно застряли в прошлом».
 

Закон и уважение

Адвокат Ольга Бедерсон подтверждает: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» не содержит обязанностей следить за учащимися.
 
На вопрос, действительно ли студентам может грозить отчисление и проблемы в учёбе за участие в каких-то акциях, митингах (даже несанкционированных) юрист отвечает, что такую меру к учащимся можно применять исключительно из-за неуспеваемости по учёбе. Закон гласит, что отчисление возможно в случае «невыполнения обучающимся по профессиональной образовательной программе обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана, а также в случае установления нарушения порядка приёма в образовательную организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в образовательную организацию».
 
«В любом случае незаконное отчисление из образовательного учреждения может быть оспорено в судебном порядке», – поясняет адвокат.
24 января митингующие дошли до Театра-Театра. Фото: АиФ/ Софья Штин
Ольга Бедерсон пояснила с точки зрения закона и правомерность разговора со студентами в таком тоне и ключе.
 
«Часть 1 ст. 48 ФЗ «Об образовании в РФ» устанавливает обязанность педагогических работников уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений, соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики, – рассказала адвокат. – Кроме того, педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции. Таким образом, педагогические работники обязаны относиться уважительно к учащимся, а также, по сути, вообще не обсуждать политику с учащимися».
 
Ольга Бедерсон поясняет, что столкнувшись с таким общением и отношением, студенты могут обращаться с заявлениями на имя директора и в министерство образования и науки Пермского края. Если же учащегося отчислят на незаконных основаниях, он может обратиться в прокуратуру и суд.
 

Не молчите!

После случившегося совет по правам человека при губернаторе Пермского края решил собрать примеры давления на детей в связи с несогласованными акциями протеста. Изучить хотят разные ситуации.
 
Вот случаи, по которым можно обращаться:
 
Призывы к несовершеннолетним участвовать в несогласованных акциях протеста.
 
Угрозы учащимся в связи с возможным или реальным участием в несогласованных акциях протеста со стороны представителей государства (сотрудников учебных заведений, правоохранительных органов и т.д.).
 
Жители могут рассказать свои истории, а также предоставить в качестве подтверждения сообщения детям и родителям (sms, переписка в мессенджерах и социальных сетях – личные сообщения или общие чаты), посты в соцсетях или сообщения на сайтах, комментарии к постам или аудиозаписи разговоров на тему участия в несогласованных акциях протеста (любых).
На несанкционированной акции протеста 31 января было много полицейских. Фото: АиФ/ Ольга Семёнова
Важный момент: сообщение о каком-то случае не предполагает наказания для кого бы то ни было и необходимо исключительно для анализа и разработки рекомендаций по защите детей в будущем.
 
По словам Дмитрия Жебелева, так у совета будет больше информации для объективного анализа ситуации. Рабочая группа изучит примеры, а после этого даст экспертную оценку и рекомендации всем жителям края о том, как стоит действовать в той или иной ситуации.
 
Прислать примеры можно на почту Центра гражданского анализа и независимых исследований info@grany-center.org или через личные сообщения в соцсетях Центра ГРАНИ здесь или здесь. Можно отдельно указать в сообщении о том, что вас необходима анонимность. Совет обещает её обеспечить.