Обмануть пожилого человека проще, чем ребёнка. Этим мошенники часто пользуются, и деньги «клиентов» благополучно перетекают в карманы аферистов.
Эксперты рассказали, на каких особенностях психики и мышления играют мошенники и какие схемы «развода» пенсионеров сегодня наиболее популярны.
Внучка в беде
В МВД Перми бьют тревогу: в последнее время участились случаи мошенничеств, работающих по схеме «родственник в беде».
В январе в полицию обратилась 83-летняя пермячка. Волнуясь, женщина рассказала дежурному, что на телефон ей поступил звонок. Женский голос сообщил, что внучка попала в аварию, ей делают операцию. Кроме того, по её вине пострадал человек. И внучке грозит заключение. Мошенница передала трубку якобы следователю, и тот убедительно потребовал 100 тыс. руб. – дескать, эта сумма поможет освободить внучку от ответственности. Ничего не подозревая, старушка передала деньги курьеру, которого прислали мошенники. Уже потом она решила позвонить внучке и узнала, что ни в какое ДТП та не попадала…
Печально, но этот случай – далеко не единственный. В полиции рассказывают: только за январь 2022 г. в УМВД России по Перми поступило 33 похожих заявления от пострадавших. Общая сумма ущерба за месяц составила 6 млн руб.
Роботы на службе аферистов
Мошенники наступают по всем фронтам. Никого уже не удивишь «липовыми» сообщениями от «службы безопасности банка». С развитием IT-технологий аферисты даже привлекают к своим тёмным делам роботов.
Так, банк Тинькофф сообщил на днях своим вкладчикам, что искусственный интеллект мошенники используют для массового прозвона или отправки сообщений. Вежливый автоинформатор сообщает, что на ваше имя взяли кредит, при этом могут переключить на «оператора» и попросить ввести данные карты и коды из СМС, или самостоятельно перевести деньги на «безопасный счёт». В банке предупреждают: так действуют только мошенники.
Выманить информацию о вашей карте могут и через фейковые сайты.
«Мошенникам на руку, что представители старшего поколения сегодня стали активными пользователями не только традиционных банковских услуг и продуктов, но и современных дистанционных технологий. Киберпреступники получают доступ к счетам граждан, рассылая им ссылки на фишинговые сайты, вредоносные программы, крадущие данные, предлагают участие в сомнительных финансовых проектах в сети», – предупреждает Центробанк.
О такой опасности говорит и пенсионный фонд, отмечая, что мошеннические сайты возникают регулярно. Иногда их адреса похожи на адреса сайтов госструктур.
По данным пенсионного фонда, мошенники активизируются в период массовой индексации пенсий, когда по всей стране увеличиваются социальные выплаты или пособия. Тут же возникают лжеюристы, которые предлагают за плату увеличить размер пенсии, оспорить отказ в назначении долгосрочной пенсии и пр. Эти вопросы решают только в пенсионном фонде. И лучше сразу обратиться в клиентскую службу ПФР, говорят в организации.
Бывают и случаи, когда аферисты приходят на дом. При этом они могут представиться специалистами пенсионного фонда, чтобы проникнуть в дом к пожилым людям. Важно знать: никогда сотрудники фонда не посещают граждан на дому и не сообщают по телефону об изменениях пенсии. Если нежданный гость представляется сотрудником ПФР, значит, вас пытаются обмануть.
Лёгкая мишень
«С одной стороны, они доверчивы. С другой, испытывают трудность в переключении внимания. Основная причина этого – в старении нервной системы. Она инертна, регрессивна. Отчасти у пожилых возвращается детское мышление, появляется вера в чудо. Внутренний «взрослый» не подвергает критике сиюминутные желания, не останавливает их. Например, купить соковыжималку за 20 тыс. руб. прямо сейчас, даже если она стоит в магазине 5 тыс.»
Николай Стрелков отмечает феномен: пожилые часто даже согласны на то, чтобы их обманули. «Пусть меня обманывают, зато мне хорошо», – честно признаются старики. За толику внимания и ласковое слово они готовы отдать многое. А за родных, роль которых в их жизни резко возрастает, готовы отдать что угодно. Был случай, когда пенсионерка в Перми, обойдя четыре отделения банка, отдала 200 тыс. руб. «гадалке», чтобы снять порчу с дочери. Как только деньги оказались в руках у «волшебницы», она исчезла.
Эксперты советуют: как можно больше разговаривать с пожилыми родственниками, рассказывать им о схемах, популярных у аферистов, не оставлять стариков без внимания, ведь тогда они не кинутся на незнакомого человека в поисках душевного тепла. А банки, чтобы избежать неприятностей, советуют повышать финансовую грамотность пожилых людей. Например, можно записать их на дистанционные бесплатные курсы.
И главное правило для всех – в непонятной ситуации кладите трубку.
Общение подкупает
«Причина доверчивости пожилых кроется в их советском воспитании, в том, что с возрастом у многих из них меняются когнитивные (познавательные) способности. Плюс к этому часто возникают проблемы со слухом, и человек может не так понять то, что ему говорят.
Пожилые люди часто одиноки, а в пандемию ещё и заперты дома. Любое обращение со стороны других людей они воспринимают как внимание. Мошенница жалостливо объясняет проблему, а бабушке хочется быть востребованной. Возможность социализации, общения подкупает пожилых людей. Поскольку в жизни пожилых людей особенно возрастает роль их родственников, близких, то важно, чтобы ухаживающие за ними соседи и родные были внимательнее. Нужно, чтобы близкие включались в их жизнь, всё им объясняли. Важно, чтобы общество было эмпатийным».
Молчите о персональных данных
«Мошенники вводят людей в состояние стресса, используя так называемые методы социальной инженерии. Нередко они обращаются к человеку по имени, называют его персональные данные, и жертва начинает верить аферистам, исполняя все их указания.
Часто для обмана используют телефонные звонки от якобы служб безопасности или других подразделений банков, различных государственных органов, полиции. Распространены мошеннические легенды о незаконных операциях по банковскому счёту, попытках списания средств или оформлении кредита на имя человека, которому звонят. При этом, чтобы избежать плачевных последствий, «клиента» убеждают сообщить реквизиты банковской карты и коды из поступающих на телефон сообщений, перевести средства на «безопасный» счёт (подконтрольный преступникам) или взять ещё один кредит с последующим перечислением денег мошенникам.
Если вас пытаются убедить в чём-то по телефону, нельзя вступать в диалог с собеседником, кем бы он ни представлялся. Если на том конце провода на вас давят, требуя совершить какие-то действия с деньгами, то нужно самому перезвонить в банк и перепроверить информацию, посоветоваться с близкими. Главное же правило – никому не сообщать логин, пароль, коды из СМС, не водить данные банковских карт на незнакомых страницах в интернете, не переходить по ссылкам от неизвестных отправителей и не выполнять их инструкции».
Не поддавайтесь панике
«Если вам по телефону сообщили, что родственник попал в беду, сохраняйте спокойствие и не поддавайтесь панике. Под любым предлогом прервите разговор и сами перезвоните родственнику, от имени которого или о котором идёт речь. Если его телефон отключен, то перезвоните другим родным. Позвонив в отдел МВД, можно узнать, действительно ли родственник находится в полиции. Поинтересуйтесь именем и должностью собеседника, местом нахождения вашего родственника, который якобы пострадал, спросите его личные данные. Как правило, этих нехитрых мер достаточно, чтобы мошенник утратил к вам интерес. Кроме того, обязательно сразу сообщите сотрудникам полиции о совершаемых в отношении вас мошеннических действиях».